МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio = “размышление, обдумывание; подготовка, приготовление, упражнение”), “единственное стоящее занятие” (Данапати); состояние, соответствующее предельной суженности поля сознания, предельной сосредоточенности его на объекте, явлении, понятии и/или состоянии; ниже приводится один из вариантов медитативного текста, практикуемый в Школе Гуру Ар Сантэма: МЕДИТАЦИЯ НА РАСШИРЕНИЕ (Поза лотоса. Полностью расслабленное состояние. Руки — на коленях, в джнани-мудре. “Я спокоен и умиротворен. Я становлюсь всё больше и больше, начинаю расширение. Тело расслаблено. Мне очень приятно. Мое тело всё больше и больше: оно больше дома, больше города, области, республики, страны, планеты... Мое тело не имеет границ. Космос — это я. Я и Космос едины. Я и Вселенная едины. Нет ничего, что было бы во мне и чего не было бы во Вселенной. Нет ничего, что было бы во Вселенной и чего не было бы во мне. Я и Вселенная постоянно перетекаем друг в друга. Я растворяюсь во Вселенной. ПОКОЙ и УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, КРАСОТА и ГАРМОНИЯ. Меня охватывает состояние БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. <Повторить несколько раз.> Меня переполняет состояние БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ, я начинаю светиться. Я — энергия, разлитая повсюду. Я — ЛЮБОВЬ, заставляющая меня светиться. Я — само состояние Блаженства. <Медленный вдох, медленный выдох.> Мое тело начинает опадать и возвращается на место <в комнату, на коврик...>. Всё гармонично, легко, свободно, приятно. Я энергичен, бодр, весел. Выхожу из состояния медитации.” “МЕДИТАЦИЯ — прямое обращение к континуальным (или интуитивным) потокам сознания. Техника медитации — умение управлять континуальными потоками сознания без обращения к языковым средствам.” (АрКл) “Существует тонкое различие между человеком, находящимся в состоянии глубокой задумчивости и озабоченности, и человеком, действительно медитирующим. Сильная озабоченность может привести ум в состояние однонаправленности, но это будет негативная однонаправленность. При медитации ум становится позитивным, однонаправленным и обращенным внутрь. Внешние признаки схожи. В состоянии глубокой тревоги и озабоченности тело становится заторможенным и напряженным, в то время как медитация делает тело расслабленным, устойчивым и спокойным. Для медитации чистота ума имеет существенно важное значение; для озабоченности она не важна. Когда умом овладевает сильная тревога, он становится вялым и бесчувственным. Но когда великий человек созерцает страдания этого мира, им владеет вовсе не чувство тревоги, а любовь и самоотверженная забота о человечестве. В этом случае индивидуальный ум расширяется и сливается с космическим умом. Когда ум поглощен лишь своими личными интересами, это называется тревогой. Когда ум приводится к осознанию страданий других, это дает начало позитивному созерцанию. В обоих случаях ум становится однонаправленным, но в последнем случае сознание расширяется. Одна и та же сила по желанию человека может быть направлена либо в отрицательное русло, либо в положительное. Потому для ученика важное значение имеет очищение ума, перед тем как приступать к медитации. Успеха в медитации на пути просветления нельзя добиться без очищения и дисциплинирования ума. Подготовка играет важную роль. Она включает в себя контроль за своим поведением, речью, выработку в себе привычки к умеренности в отношении приема пищи и удовлетворения других нужд и желаний. Те, кто сначала дисциплинируют себя, а затем начинают медитировать, получают переживания, действительно имеющие ценность. Они вступают в контакт со скрытыми в них мощными, положительными возможностями. Эти переживания становятся путеводной нитью, указывающей путь к более глубоким уровням сознания. Нетренированный и неочищенный ум не в состоянии создать ничего ценного, в то время как медитативный и созерцательный ум всегда созидателен. Как озабоченность, так и медитация оставляют глубокий след в подсознательном уме. Озабоченность приводит к возникновению некоторых психосоматических заболеваний, в то время как медитация приводит человека к осознанию других измерений сознания. Если ученик знает, как нужно медитировать, он естественным путем освободителя от беспокоящих его привычек. Ненависть и озабоченность — таковы две негативных силы, которые держат в своей власти ум. Медитация и созерцание расширяют ум. <...> В самадхи ум сознательно выводится на высшие уровни сознания. Ученика, пытающегося войти в самадхи без очищения ума, постигает разочарование, потому что нечистый ум препятствует достижению этого состояния. Самадхи представляет собой результат сознательного и контролируемого усилия. Это состояние трансцендентного сознания. Озабоченность сужает ум, в то время как медитация расширяет его. Расширение индивидуального сознания и его объединение с трансцендентным сознанием есть то, что называют самадхи.” (СвамиР) “В медитации нет ничего таинственного. Поэтому нет необходимости мистифицировать и саму технику медитации. Сущностью медитации является Центр, ответственный за сохранение образа Единства. Исходя из этого Центра — Центра Независимой Сущности, Независимого Бытия или Единства, — мы возвращаем всё к Единству. Двойственное также является частью Единства. Мы не отрицаем двойственность как таковую: она принадлежит миру двойственного. Мы признаём, исследуем и познаём двойственность в Единстве, не отдельно. Медитация — это пребывание в Единстве. Единственный способ достижения Единства — погружение в медитацию. Погружаясь в медитацию, мы приводим себя в состояние Бдительности. Мы становимся неизмеримо более бдительными, нежели бодрствуя с открытыми глазами, что, впрочем, вообще к бдительности отношения не имеет в силу того, что «бодрствующее» сознание суетно. Бодрствуя с открытыми глазами, мы остаемся в плоскости разума. Медитируя, мы наблюдаем эту плоскость отстраненно. Мы становимся наблюдающими, знающими, охраняющими. Наблюдая за приходящими и уходящими мыслями, мы следим за игрой разума. <...> Конечной целью любой техники погружения, описанной людьми (буддистами, даосами, йогами и т. д.), является достижение именно этого состояния. Это состояние Единства, Бдительности, Знания. Мы можем безболезненно забыть все методики, если знаем, что цель любой из них — быть Бдительным. Медитацией является вся жизнь Бдительного — пребыванием в состоянии Бдительности. Медитировать не означает просто прикрыть глаза и «всматриваться» в космос. Медитирующий остается бдительным в любое время суток. Его/её жизнь представляет собой непрерывное пребывание в состоянии полной осознанности, полной осведомленности. Каждый из нас в большей или меньшей степени прибегает к помощи медитации, зачастую даже не подозревая об этом. Ежедневно, засыпая и просыпаясь, мы находимся в этом состоянии. Иначе мы не выжили бы. <...> То, на что стоит обратить внимание применительно к состоянию сознательной медитации, это простота его применения. Мы совершенствуем свою нервную систему, пробуждая нашего внутреннего гения и обретая способность выдерживать значительно большие нагрузки. От сеанса к сеансу возрастает воспринимаемый нами поток космической энергии. Всё чаще и чаще мы обнаруживаем, как изменяется и преображается вся наша нервная система. Это должно стать таким же естественным и регулярным, как чистка зубов или приём пищи. Это, возможно, наиболее важный аспект нашей работы. Сохраняйте спокойствие и следите за движением мыслей. Учитесь не «зацикливаться» на мыслях, с которыми вам, возможно, трудно расстаться. Учитесь отстраняться от потока мышления. Медитация является тем, чему все мы должны посвящать как можно больше времени, превращая ее в неотъемлемую часть нашей жизни. Для достижения состояния сознательной медитации вам, возможно, понадобится ключ — ключевое утверждение. Используйте любое, подходящее вам: «Всё есть Бог», «Я есть вечное Присутствие» и т. п. Вы можете прибегнуть также к отождествлению себя с Иисусом, Буддой или любой другой личностью, способной вас вдохновить. Если хотите сосредоточиться на какой-либо частной категории — здоровье, процветании, любви, отношениях, — используйте ключ, отождествляющий вас с нею. «Я бесконечно удачлив» или «Процветание для всех» пробудят в вас присущее вам благополучие. «Я — Божественная Сущность», «Я — неувядаемая Красота», «вечное Здоровье» или что угодно другое, способное вызвать в вас те же ощущения. «Я — Божественная жизнь», «Я — дочь Любви». Работайте с ключом до тех пор, пока не возникнут необходимые ощущения, после чего слова становятся уже не нужны.” (Уор) “Всегда поступает мудро тот ученик, который бдителен и тверд в своей практике медитации, но при этом не ожидает многого вначале. Мне говорили, что нет ускоренного метода медитации. Современные ученики ждут немедленных результатов от медитации, и это ожидание побуждает их фантазировать, создавать в своем воображении мысленные образы и видеть галлюцинации, которые по их мнению являются духовными переживаниями, в то время как, на самом деле, представляют собой продукты их подсознательного ума. Возникающее в результате этого разочарование выводит их из равновесия, и они либо прекращают медитацию, либо начинают следовать странным методам, наносящим вред их духовному росту.” (СвамиР) “Есть одна очень распространенная и почти неустранимая ловушка, поджидающая западных исследователей и последователей йоги: пытаясь понять, объяснить или практиковать ее, они рассматривают йогу через призму западного мировоззрения, в которой она неузнаваемо изменяется. Еще в 50х гг. нашего века находились крайне невежественные и столь же нетерпимые «ученые мужи», которые объявляли всю тысячелетнюю традицию йоги творением сумасшедших, асаны — состоянием каталепсии, а пранайаму сопоставляли с гипервентиляцией, ведущей к состоянию ауры при эпилепсии*. В наше время таких «тиранозавров» уже не осталось, но, например, даже симпатизирующие восточным учениям философы и психологи, видящие в их практике великие возможности для гармонизации и совершенствования личности, продолжают писать об «измененных» (относительно нормального) состояниях сознания, «нарушенного снами, употреблением наркотиков или медитацией»**. В индийском же мировоззрении именно состояние, называемое на Западе медитацией, и является самым разумным и истинным и более «нормальным», естественным, чем изменчивое обычное.” (УпаЙТ, Предисл.) * См. напр. Парамедицина. — М., 1971. — Прим. автора цит. текста.
** Годфруа Ж. Что такое психология? — М., 1993. — С. 22. — Прим. автора цит. текста.
“В погожий солнечный денек ежик выбрал себе полянку в лесу, уселся в самом ее центре, чуть притоптав траву, и приступил к медитации: «Я — сильный. Я — очень сильный. Я самый сильный на этой полянке. Я самый сильный в лесу. Я...» Пробегающий через полянку лось невзначай задевает ежика копытом и тот отлетает в кусты. Отряхнувшись и чуть переждав, ежик выглядывает на полянку: тихо, спокойно, лось уже убежал. Он опять выбирается на прежнее место в центре полянки и, вздохнув, продолжает медитацию: «Я — сильный. Я очень сильный. Я самый сильный в мире. Я просто легкий».” (Фолк) |