ГЛАЗА (др.-русск. глазъкъ = “шарик”; в знач. “орган зрения” существует только в русск. языке, появившись в памятниках с конца XVI в.; сравн. польск. glaz = “валун, скала, камень”, glazny = “гладкий, ровный”), “зеркало души” (Фолк); каналы зрительного восприятия: органы получения визуальной информации. (См. также АДЖНА-ЧАКРА, ТРЕТИЙ ГЛАЗ.) “ГЛАЗЪ м. орудiе чувственнаго зренiя.” (Даль); “Не верь брату родному, верь своему глазу кривому.” (Фолк) “Ученые предположили, что при галлюцинациях изображение предметов возникает по обратному сигналу из мозга прямо на сетчатке, и глаз при этом испускает своего рода лучи. Геннадий Крохалев, врач-психиатр из Перми, проанализировал наблюдения своих коллег, сообщавших «о луче из глаза в виде волшебного фонаря» при зрительных галлюцинациях, и решил эти галлюцинации сфотографировать. Больному во время галлюцинаторного состояния надевалась на лицо маска для подводного плавания, у которой стекло было заменено растяжным мехом, наглухо соединенным с объективом. Таким образом, фотографирование велось в полной темноте на расстоянии 20—45 сантиметров от глаз при выдержках от 1/25 до 5 секунд. При этом одновременно велась запись галлюцинаторных переживаний больных. Из 78 больных, страдающих в основном алкогольным галлюцинозом, у 40 человек были получены четкие изображения или засветка кадров. Среди изображений на фотографиях есть черти, кот в сапогах, Мавзолей, самолет, лицо человека, луна. И это уже не отражение света от сетчатки, а образы, сформированные самой сетчаткой. Снова ставятся, казалось бы невероятные эксперименты. В темноте больных просят описать, что они видят при галлюцинациях на поверхности черных пакетов. Пакеты располагаются на расстоянии 20-35 сантиметров от глаз больного, внутри светонепроницаемого пакета — пленка или фотопластинка. И опять получают фотоснимки галлюцинаций: черт, змея с кошачьей головой, лицо человека, елка. Значит, из глаз идет невидимый свет, а скорее всего — электромагнитные волны с частотой колебаний, недоступной нашему глазу, но проникающие через черную бумагу пакета.” (СимЮ) “<...> кровь густела до ощущения ее вкуса, а затем пошла с чернотой и совсем прекратилась; красноармеец свалился набок и тихо сказал — с такой искренностью, когда не ждут ответа: — Ох, и скучно мне — нету никого со мной! Дванов близко подошел к красноармейцу и он сознательно попросил его: — Закрой мне зрение! — и глядел, не моргая, засыхающими глазами, без всякой дрожи век. — А что? — спросил Александр и забеспокоился от стыда. — Режет... — объяснил красноармеец и сжал зубы, чтобы закрыть глаза. Но глаза не закрывались, и выгорали и выцветали, превращаясь в круглый минерал. В его умерших глазах явственно пошли отражения облачного неба, как будто природа возвратилась в человека после мешавшей ей встречной жизни, и красноармеец, чтобы не мучиться, приспособился к ней смертью.” (А. Платонов “Чевенгур”) “Глаза человека — сложный, непознанный мир, и не всегда они зеркало души. Распознать возможного убийцу по глазам — основная задача телохранителя. В толпе, на улице, среди гостей и друзей, на приеме... Словом, в любой ситуации. Киллер с голубыми глазами выдает себя сразу. Голубой цвет — откровенный, он не позволяет «спрятаться» в самом себе. Обладатель карих глаз это может сделать.” (СергН) “<...> успешность женщины связана не с ее красотой, не с ее интеллектом, а с умением договариваться глазами. Для мужчины, который вас ищет, не меньшая проблема этот первый контакт.” (АрбМ) “Неправильно поставленные в черепе глаза серьезно изменяют облик человека, — делится секретами ремесла Сергей Алексеевич <Никитин, московский судмедэксперт, проводивший идентификацию останков семьи последнего русского императора; изобретенное им устройство — фиксатор глазного яблока — решило самую сложную проблему пластической реконструкции черепа — восстановление положения глаз>. — Они могут быть выпуклыми или запавшими. Возможны и другие варианты. Мало ли какие могут быть у человека глаза — творческие возможности природы безграничны.” (Бар) “Как оказалось, космонавты на орбите в полной мере испытывают последствия космической качки, по сравнению с которыми морская болезнь — одно удовольствие. <...> Причина же космической хвори, как удалось выяснить, заключалась в следующем: <в невесомости> при повороте головы глаза фиксируют предмет почти в два раза быстрее, чем на земле, вызывая отклонения в работе вестибулярного аппарата. Это обнаружили датчики, вживленные в мозг обезьяны и фиксирующие показатели в ходе специального эксперимента. Эксперимент же заключался в решении следующей задачи: обезьяна должна была зафиксировать взгляд на появляющейся на экране яркой точке, в течение доли секунд перевести глаза (и одновременно откинуть голову) на другие беспорядочно появляющиеся световые пятна. Причем фиксировать: сигнал к действию — выключить пятно; сигнал к бездействию — ничего не предпринимать. Сигналы же практически не различались — на экране появлялись 3 и 5, 8 и 5 и так далее.” (ФедТ) “Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят также узда и кнут.” (С. Е. Лец) “Смотри — в оба, зри — в три.” (Фолк) “От у-вэя очнувшись и обнаружив день ясный, зажмурь два и растопырь третий: там, скорее всего, тьма беспросветная... (Ибо сказано в Пред-писании: «Не всяк зрячий видит».)” (ЗМУ, VII) “Чужая душа — потемки. А глаза — потемкинские деревни.” (Фолк) |