ДАО (кит. dao = букв. “Путь, Смысл”; яп. do, to; англ. Тao), Не-, Все-, Сверх-Бытие; Первоисток Бытия; одна из основных категорий древнекитайской философии; впервые в этом качестве Д. появляется в “И цзин” (“Книга Перемен”); // в даосизме Д. — всеобщий основной Закон Мироздания; // в конфуцианстве — Закон внутренний моральный, этический, Долг, зависящий от культуры/образования. (Сравн. АБСОЛЮТ, БРАХМА, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, ИСТИНА, МОНАДА, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ. См. также ДАОДЭЦЗИН, ДЭ, НЕ-ДЕЯНИЕ.)
“Один раз инь, один раз ян — и есть Дао.” (Комментарий к “И цзин”) “Дао избранный — Дао не постоянный. Имя данное — имя не постоянное. <...> Дао — пуст, но, применяя Его, — не прибавишь. <...> Верх Его — не сияет. Низ Его — не зияет. <...> Такова Форма Бесформенная, Облеченное Без-Обличие. Таково смутно-неясное. <...> Дао вечен, не имеет плоти, не близится к гибели. <...> Дао есть постоянное Не-влияние, но нет ничего, Ему неподвластного. <...> Дао Небес подобен со-действию при натяжении лука: верхнее — пригнетается, нижнее — воздымается, избыточное — убавляется, неполное — дополняется. Дао Небес излишнее — отымает, неполное — дополняет. Дао Людской — напротив: нуждающихся — обирает, излишествующим — пособляет. <...> Дао Небес — благодеяние, но без вреда. Дао постигшего — деяние, но без соперничества.” (ДДЦ: I, IV, XIV, XVI, XXXVII, LXXVII, LXXXI) |