Голова Будды
Илл. 9. Голова Будды из Гандхары.
Индия, III в. н. э.
(Шифер. Высота ориг. 38,1 см)
Ист. инф. — БМ.

БУДДА (санскр. buddha = “пробужденный, просветленный; раскрывшийся, распустившийся (о цветке)”, 1) почетное имя основателя буддизма; полное земное/мирское имя первого Будды — Сиддхартха Гаутама (581-501 гг. до н. э.), а второе почетное имя — Шакьямуни [санскр. sakyamuni = “мудрец (из рода) Шакья”] (см. также ДЖИНА); // день рождения Б. («Будда Джайянги») празднуется в день полнолуния в апреле–мае; в Индии и Непале этот день — национальный праздник: день молений за мир на Земле; // после смерти Б. признан четвертым аватарой Вишну; 2) в буддизмевысший духовный статус: человек, достигший состояния просветления.

“БУДДА — исторический основатель духовной традиции буддизма <...>. Родом кшатрий из клана шакьев на территории нынешнего Непала. Достиг пробуждения в возрасте 35 лет после шестилетнего практического решения проблемы: «Почему человеческая жизнь устроена так, что в ней есть болезни, старость и смерть?» Прожил 80 лет, проповедуя открытый им духовный путь и, основав орден монахов и монахинь (сангху), ушел в окончательную нирвану, т. е. больше не родится в сансаре поневоле. Традиционной брахманской ортодоксией воспринимался при жизни как подозрительный шраман*, отвергавший предъявимость Атмана («где же этот Атман?»), притязания жрецов на исключительное положение в обществе <...>. С ходом веков многие положения учения Б. ассимилированы (нередко в перефразированном виде) индуистскими школами мысли. Единственное, оставшееся неприемлемым, — отрицание Атмана в метафизике и — кастовой замкнутости в обществе (что подразумевает и отрицание авторитетности Вед). В средние века Б. был объявлен предпоследней в этом мировом периоде аватарой Вишну, нисшедшим, чтобы проповедовать милосердие к животным (но иногда добавляют, что и для соблазнения нетвердых в дхарме, дабы отделить верных от полуверных).” (А. Парибок; ИнДжаСи)


*  “«Шраман» <санскр. cramana = “ниществующий монах” от crama = “труд, работа; заботы, хлопоты о чем-либо; старание”> — в VI–III вв. до н. э. профессиональный искатель духовной истины <...>, живущий милостыней, нередко странствующий. <...> Ш. впервые в Индии опробовали на себе монашеский статус и создали соответствующий социальный институт.” (А. Парибок; ИнДжаСи)

“БУДДА («Просветленный») именуется также Шакьямуни («Мудрец из рода Шакьев»). <...> Брахманы были врагами его учения, так как считали его еретическим, поскольку Будда не признавал духовного приоритета брахманов, осуждал их веру в священное действие ведических ритуалов, слепую преданность каждому слову Вед и жертвоприношение животных, отрицал кастовое наравенство и всем этим подрывал авторитет жреческого сословия.

После того как буддизм перестал быть опасным брахманам и ввиду того, что он имел большое влияние на индуизм и значительно видоизменился под воздействием последнего, Будда был признан аватарой Вишну и включен в пантеон индуистских божеств.

Фигуры Будды чаще всего встречаются в сидячей позе падма-асана, на лотосовом пьедестале, ноги скрещены и ступни покоятся на бедрах. Если он поучает дхарме, то глаза его закрыты; меж бровей у него расположена небольшая выпуклая точка символического значения, иногда из драгоценного камня, называемого урна, или тилак (первоначально она была в виде завитка волос). Мочки ушей сильно вытянуты вниз.

У Будды как у аскета нет никаких украшений. Волосы имеют вид крутых завитков, заимствованных, очевидно, от греко-римской скульптуры первых веков нашей эры. Последняя оказала влияние на образ Будды в Гандхаре. На макушке головы Будды есть возвышение, прикрытое пучком волос наподобие шиньона и тоже имеющее мистико-символическое значение, как и урна. Эта выпуклость называется ушниша, ее не видно, но она подразумевается под прической и происходит от обычая всех добуддийских аскетов (садху или саньясинов) всегда закрывать макушку пышным узлом прически прежде всего от воздействия палящего солнца. Поэтому ушниша не является только подражанием кробилоса статуй Аполлона, как можно подумать по их внешнему сходству. Подошвы ног и ладони рук у Будды нередко имеют особые знаки: цветок лотоса в круге или квадрате. На правой стороне груди, около соска, бывает еще один знак — родинка.

Он одет в простые одежды с тонкими складками, без орнамента. Очень часто тело его изображается фактически обнаженным, так как ткань его одежд такая тонкая и прозрачная, что ее в скульптуре передать нельзя.

Если Будда сидит на троне, то последний бывает богато украшен орнаментом с гандхарвами (небесными музыкантами), львами или с фигурами учеников. Если Будда произносит первую проповедь в Оленьем парке под Сарнатхом, то на его пьедестале изображаются две лежащие лани.

На стоящем Будде бывает плащ (сангхати) двух типов: как монашеская одежда, показывающая, что он собирает подаяние или поучает дхарме, и как плотно прилегающая к телу ткань, свисающая с плеча почти до лодыжек, означающая, что он не обладает в мире ничем, кроме плаща и чаши для подаяния.

Мудры рук Будды, тщательно и окончательно разработанные, придают большое изящество, законченность и внешнюю динамичность каждому его образу.

Согласно иконографии буддизма, Будда может изображаться в разных позах, иногда в сложном окружении.

<...> Неподвижность и спокойствие, полная уверенность в дхарме контрастируют со всем окружением фигуры Будды: полуфигурами рычащих львов, мифологическими чудовищами (яли) с раскрытой пастью или, быть может, грифонами, макарами, киннарами с музыкальными инструментами в руках. Не только животные, но и растительные формы полны движения, это подчеркивает внутреннюю работу мысли внешне неподвижного Учителя дхармы.

<...> Когда Будда стал, согласно воззрениям махаяны <см. БУДДИЗМ>, считаться великим божеством, а не историческим лицом, в его образе сильно возобладали канонизация и стилизация, условность и отвлеченность трактовки.

После сближения буддизма с индуизмом и большого усложнения верования буддийский пантеон (махаянский) стал чрезвычайно обширным. Усложнилась и иконография самого Будды. Помимо второстепенных божеств и святых появились великие небесные бодхисаттвы, каждый со своими эмблемами и признаками (их жены — Тары не считаются божествами и почитаются не везде).” (ТюлС)

“Столетиями буддийские пилигримы пытались отыскать в Гималаях землю, где родился Будда. Теперь эти поиски можно считать законченными, так как на юге Непала в 240 километрах от Катманду было обнаружено место, где родился принц Сиддхартха, известный больше как Будда — «просветленный».

Опознать это место позволил найденный там «совершенный камень», установленный спустя 400 лет после рождения Будды его преданным учеником — императором* Ашокой. Рядом с камнем он установил колонну с высеченной на ней надписью о чудесном рождении основателя буддизма.” (НГН № 9, 1996)


*  Вообще-то обычно великого Ашоку именуют царем... Потому будем считать, что здесь это просто комплимент.
Реклама