АСАНА (санскр. asana = “поза, положение, позиция; поток”), в йоге — 1) (в шир. смысле) — третья ступень Йоги классической восьмиступенчатой, на которой йогин, практикуя определенные — чаще всего статические — физические упражнения, в совершенстве овладевает собственным физическим телом; 2) (в узк. смысле) определенное положение, поза физического тела; каждая А. сочетается с определенным психическим настроем и концентрацией внимания на определенных чакрах, органах/частях тела и/или одном из тел нефизических. “В йоге есть 84 основные асаны, на каждую из них есть по тысяче разновидностей, а бог Шива знает 84 тысячи разновидностей асан.” (ГАрС) “Асана есть поза удобная и приятная.” (ЙС1 II, 46) “[Она достигается] ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного.” (ЙС2 II, 47) “После этого уже не беспокоят противоположности.” (ЙС II, 48) “Асаны — это сознательная работа, осознанная работа с энергиями, нахождение ключа к двери, за которой и начинается настоящая йога.” (ГАрС) “В целях духовного развития важнейшими являются медитационные асаны, т. е. те, в которых позвоночник находится в вертикальном положении (спина, шея и голова составляют одну прямую), а ноги скрещены или подогнуты тем или иным способом. Освоение этих поз, то есть способность сохранять их длительное время <...> позволяет перейти к пранаяме, а также является условием более правильного и длительного сохранения состояния сосредоточенности.” (ЙС2, комм. к 2, 48) “Как показывает практика, большинство занимающихся в наши дни начинают сразу с третьей ступени, с асан, минуя Яму и Нияму. Действительно, наиболее быстро практический результат дают именно асаны и пранаямы, но такие занятия нельзя назвать Йогой. <...> Йоги придают большое значение смыслу названий асан. Это названия растений (поза дерева, поза лотоса), насекомых (поза саранчи), пресмыкающихся (поза змеи), амфибий (позы лягушки, поза крокодила), птиц (поза петуха), животных (поза льва). Некоторые позы носят имена мудрецов (поза Бхараваджа) и героев (поза Вирабхадра). Пребывая в каждой позе, йогин осознает свою общность со всеми существами. В этом еще одно назначение асан — в постижении внутреннего единства всего мира.” (ВасТ) |