СОЗЕРЦАНИЕ [от ст.-слав. зьрети = “смотреть, направлять взгляд на что-либо”; первонач. = “сиять, блистать” (сравн. заря, зерцало)] = ПРАТЬЯХАРА, отключение сознания от органов чувств и эмоционального восприятия (фактически — от АСТРАЛа); бесстрастное наблюдение; состояние, соответствующее нейтральности или пустотности сознания, его предельной открытости; // рекомендуемые в практике Шк. Гуру Ар Сантэма стадии освоения С.: а) научиться отключать мысли; б) научиться не видеть (т. е. освободиться от образов); в) научиться видеть то, что хочешь: — сначала — увеличивать промежуток между мыслями; — добиться внутреннего состояния пустоты; — получить изображение белой точки, удерживать ее и перемещать; — получить статическую картинку: дом, дерево...; — добиться устойчивости зримого образа; — замещать негативное позитивным; при этом речь идет не о воображении или ментальном представлении, а о внутреннем ви'дении, которым должна завершаться каждая стадия; а высшая ступень С. — созерцание светлого эфира и вызывание картинки по желанию, но безэмоционально; время С. — любое, но лучше — утром; длительность — не менее 15-30 минут: поза — любая комфортная, но лучше — с прямым позвоночником, в идеале — падмасана. (См. также ПРАТЬЯХАРА.) “Человеку два глаза даны для того, чтобы один был устремлен в себя, а другой — на мир, его окружающий <...>; в методиках и практиках зерванизма очень распространен один из методов отключения зрения от одного глаза и попеременное наблюдение за миром другим — перенос центра тяжести на один глаз, а другой должен быть отрешен от происходящих внешних событий. Этого очень трудно достичь, и у неподготовленного может проявиться косоглазие, то есть практика эта небезопасна; но вот настоящих магов можно отличить по такому признаку: у них один глаз сверкающий, а другой — погашен (Воланд в «Мастере и Маргарите» Булгакова). При этом, если такой созерцающий добился полного совпадения внешнего и внутреннего, он достигает понимания единства Мира, и сам становится творцом.” (ПГл-91) “Приступающий к созерцанию без света благодати, — как говорит св. Григорий Синаит, — да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет в мечтательном духе, будучи опутываем фантазиями и сам себя обманывая.” (Конц) |