ЕДИНОЕ {из ст.-слав. iединъ = [ieдъ = “именно, только”; сравн. едва) + (инъ = “один”; сравн. иной)] = “единственный; не имеющий подобного себе”; сравн. греч. enos = “единое”, англ. Oneness, кит. и = “один, Единое” (см. Илл. 24)}, “Порождающее нерожденное”; центральная категория множества духовных Учений и религиозных систем; // любопытно, что концепция абстрактного объективного (иначе говоря — сверхбытийного) Е. возникает в текстах, относящихся к разным этническим традициям, примерно в одно и то же время: в промежутке между VII и III вв. до н. э. (примеры — кит. «Даодэцзин» Лао-цзы и греч. «Эннеады» Плотина). (Сравн. АБСОЛЮТ, АТМАН, БРАХМА-2, ДАО, ЗЕРВАН, МОНАДА, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ, ЦИ, а также — ДИАДА.) “Дао родил Единое. Единое родило Двойственное. Двойственное родило Триаду. Триада же — всё сущее. <...> Частное — приобщается. Искривленное — распрямляется. Ущербное — исцеляется. Разрушенное — обновляется. Умаляемое — прибывает. Умножаемое — обременяет. Вот отчего постигший, объемлющий сердцем Единое, — идеал для всех в Поднебесной.” (ДДЦ XLII, XXII) “— Целостность? Ну конечно, понимаю, что такое целостность. Ты хочешь сказать, что у тебя в жизни должно соединяться одно к другому, чтобы потом ты мог всё сразу увидеть в одно и то же время. Ведь так? — Более или менее, — согласился Оливейра. — Просто невероятно, до чего трудно даются эти абстрактные понятия.” (Х. Кортасар “Игра в классики”) |