Я {общеслав., восх. к др.-русск. язъ, я; ст.-слав. азъ; сравн.: санскр. aham, др.-прусск. as, лат. ego, арм. es — с тем же знач.; фонетически русск. местоим. Я образовано двумя звуками: [йа], и в этом смысле любопытно также сравнение с палиндромно-зеркальным ему англ. I ([ai] ~ [ай]) того же значения*}, “первая буква самоосознания, но последняя — в алфавите”; вербальное самоопределение человеческого сознания (подробнее см. в цитатной части настоящей статьи). (См. также ЭГОИЗМ.) * Отсюда с легкостью можно перейти к сооблазнительно далеко ведущему умозаключению об антиподной зеркальности русско-российского и англо-американского менталитетов, однако...
“Что же это за вопрос «Кто я?». Этот вопрос, обращенный
человеком к самому себе, является ключом и сутью духовного пути
Исследования (Поиска) Самости, который можно попытаться выразить,
анализируя 1. Прежде чем познавать внешний мир, следует познать себя, а потом решать остальные задачи, если они останутся. 2. Истинной Природой человека является Абсолют, Чистое Бытие, Самость, Я, без всяких атрибутов и умственных концепций (построений), то есть «Я ЕСМЬ». 3. Виновником отклонения человека от его Истинной Природы является эго, возникающее между чистым Сознанием и телом человека, не обладающим сознанием. 4. Эго — это мысль «я — тело», мысль «я», первичная, коренная мысль ума, из которой, как из корня, вырастает все древо ума и которая бежит, когда ее начинают искать прямым исследованием: «Кто я?». 5. Источником эго является чистое Сознание, чистое Бытие, Сердце, не связанное с физическим телом; в этот Источник эго уходит, преследуемое вопрошанием «Кто я?», и тогда на опыте переживается, что реальна только Самость — Истинное Я (то есть Я, а не «я»), а все остальное (понятия «мир», «Бог», «человек», весь мир объектов) реально только до тех пор, пока сохраняется чувство эго. 6. Истинный Путь Знания заключается в непрерывном поиске Источника «я» (эго) умом, повернутым вовнутрь, с помощью исследования «Кто я?», и если ум при этом достигает Сердца, то «я» тонет (в Источнике), а Единое (Истинное Я, Самость, Атман) самопроизвольно появляется как Я — Я (пульсация Истинного Я, Сердца, которая отражает природу Самости как чистого Сознания и физически воспринимается продвинутым искателем Истины).” <...> Ниже представлены соответствия терминов на санскрите, английском и
русском языках по основным понятиям <...>. I. Истинная Природа человека (то есть «Я Сам»)
и его ложная, неистинная природа (то есть «я сам», «он сам», «я»):
* Существительное «Самость» точно передает содержание
ключевого термина Атман, поэтому оно используется как его русский
эквивалент, хотя и не вполне совершенный. Необходимо всегда четко
отличать «Самость» от «самости» — синонима эго (см. ниже термин
ахамкара). В будущем, возможно, в русском языке появится более
подходящее существительное для передачи термина Атман. ** Термин Ахам может означать Я или «Я» (Абсолютное), я или
«я» (личное, относительное) в зависимости от контекста. *** Здесь и далее все термины, последовательно
пронумерованные, рассматриваются как синонимы. II. Процесс познания, постижения
своей собственной Истинной Природы:
III. Прямой путь Само-осознания,
открытый Шри Раманой Махарши:
IV. Финальное, окончательное состояние
процесса Само-исследования:
V. Процесс движения к Само-осуществлению
на Пути преданности Богу или Гуру:
(О. Могилевер в книге Махарш)
|