РАЗУМ [форма разумъ заимств. из цслав.; собств. русск. — розумъ — с помощью преф. раз-/роз- — от умъ (см. УМ)], “развитой, высший ум”; ментальная способность к высшему рациональному познанию: обобщению, синтезу, вычленению главного, установлению причинно-следственных связей, а также — к оперированию с непостижимым (абсолютным, божественным, бесконечным) и образованию категорий; сущность Р. состоит в способности к различению. (Сравн. также АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, РАССУДОК, УМ.) “РАЗУМЪ м. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствiе); способность вернаго, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствiй ея и до цели, конца, особенно въ приложенiи къ делу. <...> разумъ, которому можно подчинить: пониманiе, память, соображенье, разсудок, разуменье, сужденье, заключенье и пр., ближе <чем ум> подходитъ къ смыслу, рассудку, применяясь къ обиходному и насущному.” (Даль) “17. Хотя Атма всепроникающ, он не сияет повсюду. Он сияет только на Буддхи (распознающем разуме) точно так же, как отражение — на прозрачном зеркале. [Атмабодха] Буддхи: «Любой гуру, высмеивающий ваш буддхи, вашу врожденную силу распознавания, вместо того, чтобы поощрять вас искать, исследовать и верить, опасен для людей. Ведь буддхи является единственным инструментом осознания». Саи Баба [Sathya Sai Speaks VI, р.300]. «Являясь ближайшим к Атме, буддхи (разум) лучше всех отражает свойства Атмы. Атма непосредственно воздействует на буддхи, и поэтому буддхи действует как главная способность человека». Саи Баба [Summer Showers '79, p.74]” (Шанкар) “Где ума не хватит — спроси у разума.” (Фолк) “Береги разум смолоду: вылетит — не поймаешь.” (Ловк) |