ГЕНИЙ [от лат. genius = “дух” (см. ДУХ-2)], 1) высшая степень/ступень развития творческого начала в человеке; основное отличие Г. от любого другого человека состоит в широте и глубине охвата разрабатываемой этим Г.-ем сферы/области человеческого знания, а также — в уникальной способности обобщения всей накопленной до него информации, касающейся этой сферы/области, т. е. в способности сводить множественное к Всеобщему (в идеале — к Единому, но не к одному и не к единственному); // при этом, вероятно, необходимо четко различать гениев объективного и гениев субъективного знания, ибо если законы Мироздания, открываемые первыми, рано или поздно так или иначе будут открыты кем-либо иным (здесь речь идет о научных законах, т. е. касающихся основ так называемого плотного или физического мира: физических, химических и т. п.) и прерванная по каким-либо причинам работа Г. этого рода знания всегда (ну, по меньшей мере, в принципе всегда) может быть продолжена кем-либо другим, то законы/знания, обретаемые для человечества Г.-ями второго рода, исключительны и неповторимы (здесь уже речь, безусловно, об искусстве), и никто даже в принципе не способен завершить, к примеру, “Египетские ночи” А. С. Пушкина (хотя такие попытки и предпринимались); // для полноты предлагаемой здесь некой вполне очевидной иерархии Г.-ев необходимо, вероятно, хотя бы упомянуть еще и о вполне вероятных так называемых гениях экстра-класса*, т. е. о Г., чьи открытия/шедевры настолько опережают современный им уровень развития человечества (либо — соответствуют принципиально иной, но вполне вероятной ветви его развития), что порою оказываются не только не оцененными при жизни авторов, но и благополучно утраченными впоследствии всем безнадежно “отставшим” от них человечеством; это примечание необходимо, как представляется Сост., уже хотя бы потому, что столкнувшись с явно нелепой, абсурдной, идиотской, шизофренической... (недостающее — дописать) идеей как в себе, так и в другом, не стоит стремится сразу ее отвергать: а вдруг?..; 2) (Шк.) условный уровень развития человека, соответствующий пяти заполненным уровням отражения. (См. также АРТИСТИЗМ, ПУШКИН А. С.; сравн. СИДДХА, ТАЛАНТ.) * Авторство, как и литературная разработка термина гений экстра-класса принадлежит Ст. Лему.
“ГЕНIЙ м. лат. незримый, безплотный духъ, добрый или злой; духъ-покровитель человека, добрый и злой // Самобытный, творческiй даръ в человеке; высшiй творческий умъ.” (Даль) “Для них <психиатров> разницы между гением и сумасшедшим нет. Ну в самом деле: есть какая-то граница, перед которой останавливаются все нормальные люди. А гений и сумасшедший ее проходят, ну просто потому, что не замечают. И вот по эту сторону границы — разницы меж ними нет. А зато по ту... Дело в том, что для сумасшедшего тот мир — разрознен. Он разбит, разбросан, как детские кубики. И собрать их сумасшедший не способен. А для гения эти кубики — материал. Он их собирает, строит что-то...” (ПолищЛ) “Пушкин сидит у себя и думает: «Я — гений, ладно. Гоголь — тоже гений. И Достоевский, царство ему небесное, гений! Когда же это кончится?» Тут всё и кончилось.” (Д. Хармс “Из жизни замечательных людей”) “Вот и всё. Смежили очи гении. И когда померкли небеса, Словно в опустевшем помещении Стали слышны наши голоса. Тянем, тянем слово залежалое, Говорим и вяло и темно. Как нас чествуют и как нас жалуют! Нету их. И всё разрешено.” (Д. Самойлов) “Нам кажется, что количество гениев в мире исчисляется единицами и большинство из них, к тому же, умерли. Истина же состоит в том, что на определенном уровне бытия все мы являемся гениями. Вопрос заключается лишь в высвобождении нашего гения, позволяющего невероятно расширить пределы нашего собственного сознания. Все мы располагаем следующими уровнями сознания, соответствующими определенным частотам волн головного мозга: — Бета-уровень — глаза открыты, состояние бодрствования: внешний, материальный мир, частота волн мозга 13-30 Гц; — Альфа-уровень — промежуточное состояние между сном и бодрствованием (медитативный уровень): внутренний мир, 7-13 Гц; — Тета-уровень — разум и страдание исчезают: ключ к безболезненным родам, 4-7 Гц; — Дельта — бессознательное состояние: глубокий сон, но по сути — состояние высшего восприятия, 0,5-4 Гц. Сон представляет собою цикл из трех состояний: Альфа, Тета и Дельта. Для состояния бодрствования характерно преобладание Бета, реализующего лишь 1% всех наших способностей. Только гениям дано осознавать три прочих состояния, как, впрочем, дана и способность к их одновременному использованию. Разум необходим в мире внешнем, условно поделенном между механическим Бета и творческим Альфа. Не достигнув осознания, мы действуем как «нормальные» существа — полностью механически. Но кто определяет «норму»? Мы сами. Путь к земной жизни лежит через Дельта — так же проходит и путь обратно. Глубоко мистическим переживанием является «сознательное» Дельта-состояние. Жизнь большинства людей представляет собой поочередную смену преобладающего Бета (бодрствования) и сна, а не сознательное использование творческих возможностей Альфа и Тета. Наш гений функционирует преимущественно на уровне Альфа. Закройте глаза и представьте себе идеальный дом. Дом этот и все его детали вполне поддаются описанию. Это ваш гений в действии. Всё, что вы в состоянии вообразить и увидеть, вы можете воспроизвести в мире физическом. Если глаз един (воображение), существует только единое. В большинстве случаев для того, чтобы установить, что представляет собою наше Я, наше левое полушарие обращается к прошлому. Правое полушарие видит целостное и существует в сейчас. Левое полушарие отвечает за реактивное логическое восприятие. Гений самодостаточен, если, разумеется, мы принимаем на себя ответственность за его пробуждение. В состоянии гениальности мы знаем то, чему никогда не обучались и о чем, возможно, даже не подозревали. Многие из гениев были простыми необразованными людьми. Они просто располагали иным знанием. Но это знание доступно не только им. Мы способны обрести его на уровнях Альфа, Тета и Дельта. Один из способов пробуждения гения — ощутить страстное желание. Лучше всего, если это будет страстное желание послужить на благо человечеству. Если желание касается только меня, я ограничен пределами собственной энергии. Если же оно относится ко всему человечеству, то моя энергия беспредельна. Мы открываем принципиально новые пути. Мы становимся независимы. Всё это не имеет ничего общего с нашим представлением о возможном и невозможном. Развивайте свое представление о невозможном. Задавайте себе вопрос «Что, если?..». Что, если внешнее является внутренним? Что, если внешний мир и внутренний — один и тот же. Что, если человек способен летать? Что, если можно находиться в двух местах одновременно? Что, если для того, чтобы поговорить с кем-нибудь на расстоянии, нам вовсе не нужен телефон? В медитации открывается доступ к новым идеям. Дайте им возможность плавать в вашем сознании подобно «божкам-младенцам», ухаживайте за ними, помогайте им расти, пока они не достигнут расцвета. Это подобно севу семян. Наши семена — идеи. Сознание — вот что необходимо для появления всходов. Любая идея — ваша; работайте с ней. Не отпускайте её вплоть до полного завершения. А потом подыщите ей соответствующее место. И помните: трудно продавать лед эскимосам. <...> Наш гений пригоден не только для совершения открытий или создания шедевров — его возможности безграничны. Мы способны заставить свой гений творить в любое мгновение. Творить «только любовь», «только здоровье» или «процветание для всех». Мы можем использовать свой гений для того, чтобы БЫТЬ причиной. Величайший гений состоит в способности быть причиной любого мгновения жизни. Быть причиной и творцом сытого, интересного, любящего мира. Закон деятельности разума: “То, на что обращено внимание, возрастает”. Сосредоточьте свое внимание на творчестве, любви и процветании, — и они возрастут. Заведите блокнот для овладения этими идеями и развивайте их. Вы тоже способны быть гением.” (Уор) “Гений не может жить в соседнем подъезде.” (В. Шкловский) |