ИСКУССТВО (от ст.-слав. искоусъ, искусъ = “испытание, проверка”), 1) “иная реальность”* (?); эмоционально-интуитивный способ познания Мира через его воспроизведение и моделирование посредством звуков, знаков, образов и форм, творимых либо сочетаемых человеком; различают пространственные (изоИ., фото, скульптура, архитектура...) и временные (музыка, литература, хореография, театр, кино...) виды И., наиболее конкретным (земным) из которых признается архитектура, а наиболее абстрактным (небесным) — музыка; // с точки зр. Шк. Гуру Ар Сантэма высшее назначение И. — образно-эмоциональное запечатление духовных аспектов Вселенских принципов, а также Природных и Понятийных Законов**; 2) = Мастерство: высшая ступень технического владения приемом или орудием/инструментом, соответствующая званию Мастер. (См. также МЕТАФОРА, ПОЭЗИЯ, РИФМА, ЭСТЕТИЗМ-АРТИСТИЗМ; сравн. НАУКА, РЕЛИГИЯ.) * Необходимо, вероятно, отметить, что применительно к Искусству речь идет об “иной реальности, не наносящей вреда бытию”, и в этом смысле те же, скажем, наркотики оказываются вне пределов настоящего разговора.
** При этом утилитарным аспектом Искусства является, безусловно, передача духовного опыта и гносеологической информации, накопленных или одномоментно постигнутых Артистом/Художником, а также создание временны'х (или, скажем так, эпохальных) образцов/идеалов Красоты/Гармонии.
“Искусство — это сумма психического и магического." (К. Юнг) “Передача эмоциональных переживаний и эмоционального понимания составляет цель искусства. В сочетаниях слов, в их смысле, в ритме, в музыке, в сочетаниях смысла, ритма и музыки; — в звуках, в красках, в линиях, в формах — люди стараются выразить и передать то, чего они не могут выразить и передать просто в словах. <...> Искание красоты — цель искусства, так же, как искание Бога и правды — цель религии. И точно так же, как искусство, религия останавливается, когда она перестает искать Бога и правду и думает, что нашла.” (Усп) “Особое место отводил Шри Ауробиндо искусству, считая его одним из главных средств духовного развития. К сожалению, творческие и художественно одаренные натуры обычно наделены сильным эго, что преграждает им путь и является основным препятствием. Религиозный человек, который работает над тем, чтобы растворить на пути к совершенству свое эго, может продвинуться дальше, но ему редко удается достичь универсальности своими индивидуальными усилиями.” (Сатпр) “Подобно другим символическим формам деятельности целью искусства является не воспроизведение реальности, но ее открытие. Однако это открытие естества совершается в искусстве по-иному, чем в языке и в науке. Если последние неизбежно приводят в обеднению реальности в процессе абстракции, то искусство, напротив, стремится к ее сгущению и интенсификации. Искусство не интересуется качествами или причинами явлений, оно дает нам узрение форм вещей.” (ЛялД) “В искусстве можно что-либо понять, только войдя в законы, в систему единиц этого искусства. И поэтому люди, смотрящие живопись кубистов в системе единиц передвижников, ошибаются, спрашивая: «А это что? Нога? Такой ноги не бывает». Совершенно верно: в другом искусстве такой ноги не бывает. В другом искусстве совсем другая нога. Подобно тому, как в физической системе мер нельзя измерять длину килограммами, так в новом искусстве нельзя измерять правду жизни реалистическими ногами. <...> В большом искусстве плохие портреты и невыразительные пейзажи происходят не от несовершенства, восполняемого чем-то другим, а от закона эстетики этого искусства. <...> Конечно, и искусство может быть в определенном смысле способом познания действительности. Но цель этого познания при всех обстоятельствах заключается не в том, чтобы поскорее добраться до данного пункта, но в том, чтобы, идя по трудной дороге, как можно больше увидеть в пути. <...> Кроме этого, разные люди ищут в искусстве разные вещи. С современным искусством и особенно с живописью происходит нечто похожее на то, что произошло с первыми аэрофотосъемками в 1916 году: думали, что снимки никуда не годятся, а потом выяснилось, что их просто не умели читать.” (БелинА) “Искусство должно быть понятно? Безусловно! Но только для тех, кому оно адресовано.” (С. Е. Лец) “Когда искусство удаляется от бизнеса, оно сильно приближается к политике.*” (МалИ) * В цитируемом тексте речь идет о социальном искусстве.
“В. И. Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является то, которое требует жертв».” (КнышА) “Искусство есть искусство есть искусство... Но лучше петь в раю, чем врать в концерте. Ди Кунст гехапт потребность в правде чувства.” И. Бродский “Два часа в резервуаре”) “<...> шесть дней я прожил в пещере Пхалахари Бабы (<гималайского садху> известного тем, что питался лишь фруктами и молоком), каждый вечер спускаясь в монастырь, для того чтобы послушать музыку. Инструментом, на котором играл Парватикар Махараджа, была бичитра вина, имеющая несколько струн. В коридоре монастыря собиралась толпа, насчитывавшая не менее пяти сотен человек. Прежде чем начать настраивать свой инструмент, он говорил: «Благословенные, я настраиваю свой инструмент, а вы можете настроить свой. Струны жизни должны быть настроены правильно. Это настоящее искусство — сначала настроить инструмент, а затем взять его так, чтобы держать удобно и крепко. Станьте сами сейчас инструментами, и пусть Он играет через вас. Просто позвольте этому произойти. Отдайте свой настроенный инструмент в руки Музыканта». Из всех искусств самым утонченным является музыка. Музыку составляют не одни лишь песни, мелодии и слова, но и тончайшие звуки, нада, представляющие собой ту вибрацию, которая непроизвольно вдохновляет все клетки тела, заставляя их танцевать. Никакой танец невозможен без этих вибраций нада. Благодаря нада, жизненный поток звучит в своем особом ритме и, проносясь через изгибы жизни, каждый раз дает новые переживания всему, что его окружает. Самым древним путешественником во Вселенной является этот жизненный поток, радостно поющий и танцующий из вечности в вечность. В конце концов он вливается в океан блаженства в экстазе встречи с Возлюбленным. С начала и до конца существует один извечный звук, но — на разной высоте, которую создают семь ключевых нот. Во всем мире музыка основывается на семи тонах, которые олицетворяют собой семь уровней сознания. Эти звуки заставляют человека осознавать различные уровни сознания и в конечном счете приводят его к источнику сознания, из которого берет начало жизненный поток, распространяющий вибрации во всех направлениях. В одном направлении это называется музыкой, в другом — танцем, в третьем — изобразительным искусством, а в четвертом — поэзией. Существует еще одна форма этого звука, называемая беззвучным звуком. Лишь посвященные осознают этот звук, известный как анахад нада (внутренний звук). Поток этого звука, льющийся через струны музыкальных инструментов называется музыкой. Кабир говорит: «О, садху, убери покрывало невежества, и ты окажешься наедине с Возлюбленным. Зажги лампу любви во внутреннем храме твоего сердца, и ты встретишься с Возлюбленным. Тогда ты услышишь самую тончайшую музыку из всех — анахад нада».” (СвамиР) |