СОН (общеслав. индоевр., ст.-слав. сънъ с тем же знач.; сравн. ст.-слав. съниie = “сновидение”, санскр. svapa = “сон, сновидение”, лат. somnium, лит. sapnas, лат. sapnis), 1) “отдыхъ тела, въ забытьи чувствъ” (Даль); периодически повторяющееся психофизиологическое состояние, необходимое воплощенным* сущностям для отдыха, восстановления сил и переработки информации (иногда — для пережидания неблагоприятных ситуативно-климатических периодов: т. наз. спячка); // по информации, имеющейся в Школе Гуру Ар Сантэма, в процессе С. “по неизвестным науке причинам” :) происходит отделение высших шести тел (от двух низших, остающихся в относительном покое: эфирного и, разумеется, физического),
отправляющихся в странствия в астральном теле Земли и периодически возвращающихся к оставшимся телам, при чем “странствующие” тела связаны с “покоящимися” т. наз. серебряным шнуром или фалом; * Возможно, что и невоплощенным — тоже, но Сост. не вполне уверен...
“Сон — функция <сознания>, основанная на восприятии небытия.” (ЙС2 I, 10) “Сон есть специфическая деятельность сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранен, подобно другим [формам] деятельности сознания.” (ЙС4, комм. к I, 10) “В тибетской традиции процесс погружения в сон объясняют, используя метафоры для ума и праны. Прану часто сравнивают со слепым конем, а ум — с калекой, который не может ходить. Порознь они беспомощны, но вдвоем способны передвигаться. Когда конь и всадник вместе, они пускаются вскачь, но обычно мало способны влиять на направление своего движения. Мы знаем это по собственному опыту: можно «отправить» ум в какую-то чакру, сосредоточив на ней внимание, но трудно удержать ум в каком-то одном месте. Ум всегда в движении, наше внимание постоянно перемещается с одного на другое. У обитателей сансары конь и ездок, как правило, слепо носятся по одному из шести измерений сознания, одному из шести отрицательных эмоциональных состояний. Например, засыпая, мы перестаем осознавать чувственный мир. Ум носится туда-сюда на слепом коне кармической праны, пока не сосредоточится в какой-то чакре, где на него оказывает воздействие конкретное измерение сознания. Возможно, вы поссорились со своей половиной, и эта ситуация (вторичное условие) стимулировала связанный с сердечной чакрой кармический след, ко-торый притянет ваш ум к этой точке тела. Дальнейшая деятельность ума и праны проявится в конкретных образах и сюжетах сновидения. Ум не кидается к той или иной чакре по воле случая — скорее, его притягивают те области тела и жизненные ситуации, которые требуют внимания и исцеления. В нашем примере сердечная чакра, можно сказать, взывает о помощи. Проявившись в сновидении, след-раздражитель будет исцелен и тем самым исчерпан. Однако, если при таком его проявлении спящий не будет сохранять сосредоточенность и осознавание, реакция на проявление следа будет продиктована привычными кармическими склонностями и создаст очередные семена кармы. <...> Кармическая прана — это энергия сновидения, животворная энергия, а ум сплетает конкретные проявления кармических следов — цвет, свет, эмоции и образы — в осмысленный сюжет: сновидение, сансарное сновидение, которое и становится результатом этого процесса.” (Тендзин Вангьял Ринпоче “Тибетская йога сна и сновидений”, С.-Пб., 1999.) “Более четырех лет своей жизни человек живет в мире сновидений. Сколько же романов можно было бы написать, если бы... все сны запоминались. За ночь человек видит сны несколько раз на протяжении полутора часов. Семимесячный ребенок видит сновидения практически всё время. Новорожденный — половину времени сна. В течение первого года жизни количество сновидений уменьшается на 30%, у четырехлетнего ребенка — уже 20%, у пожилых людей сновидения занимают всего 13% от суточного сна. Поскольку чаще всего сны мы с пробуждением забываем, весьма интересно услышать результаты исследований, которые установили, чем мы развлекаемся во сне. Чаще всего события разворачиваются в жилых помещениях (24% снов). Причем милее всего нам кажутся жилые комнаты. Значительно реже в сновидениях мы оказываемся в кухне или спальне. Улицу и природу любим меньше, чем гостиные (19% снов). На третьем месте стоят, как ни странно, сновидения в машинах (13%). Даже если по жизни мы флегматики, во сне никогда в этом не признаемся. В сновидениях мы ведем весьма бурную жизнь: бегаем, плаваем, танцуем... И значительно реже сидим, просто разговариваем, занимаемся спокойными играми. А вот чего терпеть не можем, так это гладить белье, мыть посуду, готовить пищу. В общем, всё как в жизни. Мнение о том, что влюбленные в самый бурный период своего романа видят друг друга во сне, сильно преувеличено. Женщины во сне в первую очередь видят женщин, а мужчины — мужчин. Большинство сновидений (примерно 60%) посещают нас изобразительно. Значительно реже они связаны со слухом и осязанием. А вот понюхать сон практически никому не удается. Около 16% везунчиков видят красивые цветные сны. Правда, некоторые психиатры утверждают, что это признак подкрадывающейся шизофрении. 19% опрошенных пожаловались на сновидения неприятного содержания. <...> Но как бы ни был страшен сон, мы в нем никогда не умираем. Стоит только веревке потуже затянуться на шее или холодной стали топора прикоснуться к коже — мы сразу же просыпаемся. <...> Несмотря на произвольность картинок, порой сон можно посмотреть на заказ. Если перед сном все свои мысли сконцентрировать на желаемом, оно может присниться. Но не нужно забывать, что со сновидениями шутки плохи. Истории известны, например, такие случаи. Человек с энтузиазмом рассказывал всем подряд свой сон <о том>, как его укусила собака. Впоследствии на этом месте появилась злокачественная опухоль. К вещим снам специалисты относятся весьма скептически и сонник Задеги листают, только чтоб посмеяться. Другое дело, что некоторые наши сограждане, потрясенные каким-нибудь сновидением, действительно с помощью самовнушения могут вополотить их в реальность. <См. статью ЗАПАДЕНИЕ.> Поэтому верить в <дурные> сны очень опасно: могут на самом деле сбыться.” (РессТ1) “Во фрейдовском анализе сон разлагается, так сказать, на составные части. Он полностью утрачивает свой первоначальный смысл. Можно рассматривать его как пьесу, разыгрываемую на сцене, сюжет которой местами достаточно туманен, а местами слишком хорошо понятен, или по крайней мере так кажется...” (ВитгЛ) “Существует то, чем являемся мы, и то, что является уровнями нашего сна. Сновидение и так называемое «бодрствование» — две разновидности сна. Обе они являются проявлением реактивного поведения нашего разума. Воспринимайте сны как отражение реакций сознания на драмы, которые мы ставим сами для себя. Сны обладают множеством разновидностей: — мысленное кружение (высвобождение путаницы свежих впечатлений, бессмыслица); — обучающие сны; — предсказывающие/предостерегающие сны, кажущиеся реальностью; — сны — странствия души и т. д. Все это примеры сновидений. В состоянии бодрствования сном является вся наша внутренняя умопостигаемая жизнь, ничем не отличающаяся от других типов сновидений. Познавайте и используйте свои сны, они воплощают в себе значительную часть того, чем мы не являемся. Осознавая их нереальность, мы познаем то, чем являемся на самом деле, — полноту и реальность нашей подлинной Сущности. Сон есть отражение сознания, предоставляющее нам возможность более ясно увидеть самих себя. Таким образом, драма, которую мы ставим сами для себя, оказывается для нас поучительной. Мы являемся драматургами, режиссерами, всеми актерами и зрителями сна. Он — целиком наше творение, и не стоит заблуждаться, полагая, будто персонажи сна представляют самих себя. Это всего лишь образы, исполняющие те роли, которые отвели им вы. Предпосылкой этому служит то, что во всей Вселенной есть только Я. Каждый из обитающих в моей Вселенной помещен туда мною. Мое отношение к каждому из ее обитателей есть мое отношение к самому себе. Моя ненависть к кому бы то ни было — ненависть к себе. Мое осуждение других — осуждение себя. Нищета, наблюдаемая там, — моя собственная нищета. Мой мир! Все его характеры сотворены мною. Каждый из них — часть меня. Они разыгрывают сон, созданный мною для того, чтобы лучше понять себя. Это — истина, не зависящая от того, «бодрствуем» мы или спим. Наблюдение и толкование сновидений — деятельность духовная, являющаяся важной частью нашей жизни и процесса познания. Лучшее средство запомнить сон — быть заинтересованным в этом. Если мы не заинтересованы и не придаем сну какого-либо значения, мы, скорее всего, забудем его. Для записи сновидений можно использовать блокнот или магнитофон, располагаемые на ночь у изголовья кровати. Важными для записи являются ключевые характеры сна, их действия и, прежде всего, ваши собственные ощущения в процессе сновидения. Что вы реально ощутили по ходу действия драмы? Ваши ощущения определяют содержание вашего сна. Если видя сон я испытываю страх, сон подсказывает мне освободиться от страха. Если во сне я расстроен или разгневан — сон также подводит меня к необходимости избавиться от гнева или досады. Если же я ощущаю любовь или другие добрые чувства — сон подсказывает мне открыть свое сердце. Толкование сновидений — вещь достаточно субъективная. Символика, используемая при этом, сугубо индивидуальна. Нам предстоит на основании своего опыта выработать собственную систему оценок того, что переживается нами в процессе сновидения. Сонники, как правило, обманчивы или, по меньшей мере, запутаны. Цель наших сновидений — помочь нам полнее осознать и выразить самих себя. Повторяющиеся сновидения свидетельствуют о неком незаконченном деле. Не вмешивайтесь в действие драмы — следите за ее ходом, а потом завершите ее в сознании. Сон повествует о вашей Вселенной. Если был зловещий сон, а его истолкование свидетельствует, что в вас присутствует страх за крушение собственного мира, исцелитесь от страха. Если был зловещий сон о будущем, но вы не ощутили страха, значит сон предлагает вам исцелить ситуацию так, чтобы она никогда не повторилась. Это исцеление необходимо проделать в самом себе. Поскольку будущее переменчиво, вы способны устранить все негативные элементы вашего сна. Иначе зачем снятся сны?” (Уор) “От мудреца <по имени Хари Ом> я услышал следующую строфу, произнесенную на санскрите: «В часы, что служат ночью для других, достигший просветления не спит». Он пояснил мне ее следующим образом: «Ночные часы — прекраснейшее время суток, но очень немногие знают, как воспользоваться их преимуществами и тишиной. Есть три категории людей, бодрствующих ночью: йоги, бхоги* и роги**. Йог наслаждается блаженством в медитации, бхоги получает удовольствие от чувственных наслаждений, а роги не спит из-за своих страданий. Все они бодрствуют, но пользу из этого извлекает лишь йог. Бхоги испытывает минутное удовольствие и, желая продлить его, старается вновь и вновь пережить его. Увы, он никогда не добьется успеха таким путем. В медитации истинное наслаждение переходит в вечный мир. * Человек, получающий наслаждение от радостей плоти. — Прим. переводчика.
** Больной человек. — Прим. переводчика. Когда глаза закрываются бессознательно, без каких-либо мыслей в уме, это сон. Закрытие глаз сознательно есть часть медитации. Йог закрывает глаза и уводит чувства от чувственных восприятий. Он пребывает в состоянии свободы от парных противоположностей — страдания и удовольствия. Закрытие глаз для него означает открытие третьего глаза. Обычные люди видят объекты этого мира с помощью двух маленьких глаз, но известно ли тебе, что все мое существо стало единым глазом?»” (СвамиР) “... особенно во сне — не расслабляться!..” (ВишнВ) |