ВЕДАНТА (санскр. vedanta = veda + anta = “конец Вед, завершение Вед; цель Вед”), 1) корпус древнеиндийских т. н. “лесных” или отшельнических текстов (араньяки + упанишады), примыкающий к Ведам; 2) совокупность религиозно-философских школ, разрабатывающих учения о Брахмане и Атмане; идеологически В. составила основу индуизма; истоки В. — гимны десятой мандалы Ригведы, а ее основные положения изложены в “Брахмасутре” мудреца Бадараяны, систематизировавшем учения “Упанишад”, а также в текстах, составленных позднейшими авторами, в числе которых наиболее известны Шанкара и Рамануджи. (Подробнее см. ист. инф. — ДИФ.) ВЕДЫ (от санскр. veda = букв. “ведание, знание; священное знание”), “индийское Священное Писание, сердце индийской (а по сути — и мировой. — Сост.) культуры”; древние священные книги; В. почитаются как не созданные, а существовавшие еще до сотворения мира, а затем услышанные (отсюда еще одно название В.: шрути, т. е. “услышанное”) несколькими риши, впоследствии поведавшими их миру; по составу выделяют т. н. четыре “горизонтальных” [по преданию, В. разделены мудрецом Вьясой на четыре основных сборника (т. н. Самхиты): Ригведу + Трайяведу (“Тройная В.” или “Тройное Знание”): Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу (такое “горизонтальное” деление В. по традиции соотносят с разделением функций четырех жрецов во время жертвоприношений); пятой В. в индуизме считается Махабхарата] и четыре “вертикальных”, следующих друг за другом как в хронологическом, так и в смысловом отношении, слоя В. (на которые, в свою очередь, делится уже каждый из “горизонтальных”): мантры и брахманы, а несколько позднее из брахман развились так называемые “лесные” тексты — араньяки и упанишады, представляющие собой “завершение В.”, что и означает Vedanta = Veda + anta; кроме того, в состав В. входят тексты, именуемые смрити, т. е. “запомненное”, куда входят веданги (дословно — “члены Вед”): шесть групп трактатов, написанных в афористичной форме, т. е. сутр, и содержащих информацию, касающуюся а) правильного произношения, б) правильного понимания, в) правильного применения В.; есть еще так называемые упаведы (дословно — “вспомогательное знание”), повествующие о военном деле, долгожительстве (аюрведа) и содержащие сотни названий... |