БОГ (общеслав.; ст.-слав. богъ = “дающий, наделяющий”; ср. санскр. bhaga = “счастье, благо; красота, любовь”), 1) Всетворящий (см. ТВОРЕНИЕ); 2) “Всех начальников начальник”: высшее начало; во всех религиозных, как монотеистических, так и политеистических (т. е. языческих), мировоззрениях Б. — вершина иерархии Мироздания, в культах монотеистических — высший и абсолютный авторитет, повелевающий всеми и требующий поклонения; 3) с точки зр. Шк. Гуру Ар Сантэма Б. — определенный статус, т. е. уровень эволюционного развития сущности, соответствующий с 15-й по 24-ю ступеням развития на Земле (ср. БОЖЕСТВО). (См. также АБСОЛЮТ, АНГЕЛ, ДЕМОН, ТРИМУРТИ. Сравн. АТМАН, БРАХМАН.) “Выбирая Бога, мы выбираем судьбу.” (Вергилий) “Творец неба и земли, — в книгах церковных, когда пишется под титлом* Бгъ, означает истинного Бога, Творца всяческих; а просто Богъ придается и сотворенным <...>. Собственно определение Творца всяческих <...>: Бог есть существо вечное, независимое, всесовершенное, свободно действующее, самовластно господствующее, всевысочайшее, препростое, духовное, неизменное, единое, всеведающее, всемогущее, премудрое, всеблагое, пресвятое, самодостаточное, бесконечное, непостижимое, преблаженное, вина <здесь = «причина». — Сост.> всех вещей и т.п.” (ПЦС) * Титлом называется надстрочный знак (~), употреблявшийся в древней и средневековой письменности для обозначения сокращенного написания слова.
“Он <Бог, Брахман> Он стал истиной и ложью... Он стал всем, что бы то ни было.” (ТайтУ II, 6; цит. по Сатпр) “Что такое Бог, люди определяют в соответствии со своим невежеством. Ведь для того, чтобы сказать, чем Бог отличается от прочих вещей, за отсутствием положительных понятий по необходимости прибегают к отрицательным. Бога называют бесконечной сущностью, то есть такой, пределы которой неизвестны. Утверждают, что он творец неба и земли, но не говорят, кто же сотворил его самого, потому что этого никто не знает и не понимает. Другие считают, что он сам себе начало и происходит только сам от себя; этим они снова говорят нечто такое, чего не понимают. Мы не понимаем начала Бога, говорят они, значит, Бог не имеет его (но почему бы не сказать: мы не понимаем Бога, значит, его нет). И это первое основание невежества.” (Анонимный памфлет XVI в. “О трех обманщиках: Моисее, Иисусе и Магомете”; цит. по АвдВ) “Боги, через культы которых освящалась повседневная жизнь человека, не обладали святостью сами по себе. Согласно индуистской теологии и мифологии, все они — человеческие существа в масштабах героев, со всеми человеческими недостатками в божественных размерах и силой, но никак не благодатью. Лишь тогда, когда они выступают в связи с человеком, через культ, освящающий повседневную жизнь, они приобретают сакральность, так сказать, божественность в строгом смысле слова.” (Н. Чаудхури) “Раньше сверху ехал Бог, снизу прыгал мелкий бес, а теперь мы все равны, все мы анонимы. Через дырку в небесах въехал белый «мерседес», всем раздал по три рубля и проехал мимо.” (БГ’СЛ) “На протяжении четырех лет группа ведущих швейцарских психиатров занималась, мягко говоря, курьезными исследованиями. Ученые мужи задались целью определить основные черты характера Бога, его пристрастия. <...> Психоэмоциональный портрет Всевышнего ученые создавали на базе изучения Библии: его действий, бесед с пророками и другими персонажами Священного писания. Итак, каков он, Господь, вершащий наши судьбы, с точки зрения современной науки? 1. Бог предельно разумен и интеллигентен. Он знает абсолютно всё — даже мысли и чувства своей паствы. 2. Всевышний устанавливает во всем свои собственные правила. Он не подвержен воздействию никаких внешних факторов или сил, когда принимает решения или вводит законы, кроме собственного мнения. 3. Господь — существо, любящее формальности и церемонии. Он ценит людей, которые ему регулярно поклоняются, поют в хоре, жертвуют чем-нибудь во время Великого поста и т. п. 4. Бог ревнив. Он не терпит поклонения другим кумирам и даже более невинных увлечений, отвлекающих внимание людей от него, как, например, страсть к деньгам и сексу. В жизни человека он хочет быть на первом месте. 5. Всевышний склонен к половой дискриминации. Он почти всегда полагается на мужчин, а не на женщин, когда возникает необходимость выполнить его повеления. Тем не менее в отношении женщин и детей Господь обычно занимает покровительственную позицию. 6. Бог высоко ценит любовь. Братскую любовь — вот что прежде всего хотел бы он видеть в сердцах людей. Он вознаграждает людей за нее. 7. У Всевышнего сильно развито чувство прекрасного. Он любит создавать красивые вещи, что и объясняет его пристрастие к ландшафтам, растениям, деревьям, животным, звездам и т. п. Он — величайший художник Вселенной. 8. Бог расцветает, когда его восхваляют, наслаждается поклонением и преданностью миллионов рабов своих. Ему нравится чувствовать себя любимым. 9. Господь очень энергичен и деятелен. Он получает удовольствие, одновременно предпринимая тысячи различных акций в разных уголках мира, наблюдая за миллионами людей и событий. И последнее: когда Бог ничем не занят, он испытывает скуку...” (ГПМ) “Всякая собака перенимает повадки своего хозяина, точно так же поступает и человек по отношению к своему Богу, и потому нет ничего хуже экзальтированного, болезненного бога. Он должен быть силен, здоров, вынослив и даже немного грубоват. Что из того? Ведь он Бог. Не благословлять Вас перед плахой должен Бог, а силой, за волосы вытаскивать с нее, иначе он просто не отвечает своему функциональному назначению.” (АвдВ) “Йога признаёт существование Единого Бога, а также разных других сущностей — богов, асуров, нагов и проч. <...> Человек — сам высокое божество. Практически ни одно божество, кроме самых высокоэнергетичных (таких, как Шива или Вишну), не может, когда захочет, собрать вокруг себя других богов, а человек, если он, конечно, грамотный, — может. <...> Да и любому богу, чтобы повысить свой статус, необходимо родиться в образе человека и в физическом теле наработать что-либо, позволяющее поднять статус.” (ГАрС) “Чем больше Богов — тем лучше. Этой простой истины свято придерживались античные люди, когда еще были крепки своими патриархальными устоями. Чем больше Богов, тем больше, а главное разнообразнее их сила ввиду вечно существующей конкуренции за вашу бессмертную душу. Не бойтесь, если Вас обступят с разных сторон черти, ибо чем больше их число, тем легче противостоять и им. Всегда можно пересорить их друг с другом и выйти сухим из воды, абсолютно сухим, так что даже станет жаль этих нерадивых рогатых тварей. Не верьте в Единого Бога, и Единый Дьявол уберется сам собой, ибо ему нечего будет делать. Продавайте свою душу сколько угодно — ее никто не возьмет, ибо, свободная, она никому, кроме Вас*, не нужна.” (АвдВ) * Скрытое внутреннее противоречие этой, во многом справедливой, хотя столь же и рискованной (так, в частности, чертей между собой ссорить тоже уметь надо... :), сентенции состоит в том, что вы перестаете быть хозяином проданного сразу же, как только получили плату. Оттого не спешите объявлять торги: душа — не портки. :)
“Если Единый Бог на протяжении всех священных писаний постоянно ревнует меня к другим Богам, то из этого как минимум следует его невсесильность, неабсолютность, а в конечном счете и неединственность.” (АвдВ) “Бог — это состояние сознания. Каждый потенциально может стать Богом.” (Шри Раджнеш) “АНКЕТА <...> 6. Если бы на свете был бог, Который существовал бы Лишь ночью, Что в этом случае вы предпочли бы: Спать по ночам, в мире, где бог? Или спать только днем, когда бога нет? Тот же вопрос Относительно пробужденья.” (Гильвик Э., перев. с франц. М. Ваксмахера)
“Очень возможно, что вы убьете бога тяжестью того, что вы скажете; но не думайте, что вы сделаете из того, что вы говорите, человека, который будет жить дольше, чем он.” (М. Фуко “Археология знания”) “И в конце я его <духовника своего> спросил: — Ну так, батюшка, все-таки: бог — есть или нет? Он долго молчал, глаза вот так вот опускал и, наконец, сурово поднял взгляд и сказал: — Не твое это дело!!!” (ВеснЕ) “<...> на самом деле этот мир поклоняется эго, нарекая его именем Бога.” (СвамиР)
БОЖЕСТВО (происх. см. БОГ), астральная локально-влиятельная сущность, имеющая статус бога, но не возникшая эволюционно, а порожденная искусственно, т. е. сотворенная людьми. (Сравн. ЭГРЕГОР.) |