БрахманБрахмоБрахманизмБрахманыБрамины
БРАХМАН* (brahman = “благоговение; мировая душа; Бог-творец”), 1) “не имея сам ни конца ни начала — всех и всего конец и начало”; важнейшая из категорий древнеиндийской философии: высшее объективное начало Мироздания; Б. чаще всего определяется “негативно”: Он — немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный образа, безначальный, бесконечный, “не то, не это”, проявляется при этом в обликах Тримурти; 2) бог-творец Мироздания (сравн. БРАХМА); 3) см. БРАХМАНЫ. (Сравн. АТМАН, ДАО, ЗЕРВАН, ЕДИНОЕ.) * По поводу вариантов ударений см. цитатную часть статьи БРАХМА.
“В санскрите слово Брахман может быть среднего и мужского рода. В первом случае ударение стоит на первом «а», во втором — на втором «а». В среднем роде это слово обозначает высший философский принцип Бытия — Сознания или Нирваны. В мужском роде оно олицетворяет молитвы, святое Писание и носителей Писания — браминов <= брахманов. — Сост.> “Вот три ветви долга: жертвоприношение, изучение [Вед], подаяние — это первая; подвижничество — вторая; ученичество, пребывание в доме Учителя, постоянное умерщвление плоти в доме Учителя — третья. Все они ведут к мирам добродетели; тот, кто прочно утвержден в Брахмане, достигает бессмертия. <...> (ЧхУ. ч. II, гл. 23.1.) Поистине, что [зовется] «Брахман», то, поистине, и есть это пространство вне человека. Поистине, что есть пространство вне человека, то, поистине, и есть пространство в человеке. Поистине, что есть пространство в человеке, то, поистине, и есть пространство в сердце. Оно полно и неизменно. Кто знает это, тот получает полное и неизменное счастье.” (ЧхУ ч. III, 12. 7-9) “Брахман — Единое, Вечное и Неделимое божество, Творец мира, в котором много Вселенных. “Язык Брахмана — безмолвие.” (Шанкара) БРАХМАНИЗМ (происх. см. БРАХМА), одна из древнейших арийских религий. “В брахманизме, развившемся из ведийской религии, сложилась <...> стройкая концепция мироздания. Наряду со старыми божествами появилось множество других важных и второстепенных божеств. Брахманизм постепенно вобрал в себя верования, культы и божеств доарийского происхождения. Анимизм, культ священных животных, почитание предков, незначительные, чисто местные божества, освящение религией всех главных событий в жизни индусов и необузданная фантазия в мифотворчестве индийского народа способствовали чрезвычайному нагромождению пантеона. Особо разнообразен индуисткий культ: наряду с главными богами Брахмой, Вишну и Шивой существует целый сонм божеств. Здесь, очевидно, сыграло роль и преобладающее значение в индийской философии школы Веданты; хотя ее суть — строгий монотеизм, но он неотъемлем от сильного пантеистического уклона, так как видимый мир считается проявлением единого божества. <...> Божества современного индийского пантеона <...> относятся к религии индуизма, впервые они описаны в основном в Пуранах и упоминаются в эпосе Индии. Некоторые божества ведийской религии исчезли, остальные вошли в индуистский пантеон в сильно измененном и потерявшем былое значение виде, как, например, Варуна и Индра. Европейцы называют брахманизмом послеведийскую религию, по имени высшей касты жрецов-брахманов. Однако до европейцев в Индии термин «брахманизм» никогда не применялся, а название индуизм (санскр. индумата) появилось только в период средневековья. Подлинным наименованием индуистской религии в целом было ария-дхарма, или самнатана-дхарма (вечная дхарма). Теперь обычно применяют термин инду-дхарма.” (ТюлС) БРАХМАНЫ (санскр. brahmana = “объяснения Брахмана”), 1) жанр религиозно-философских текстов, содержащих ритуальные предписания (санскр. vidhi) и разъяснения мифологических сюжетов (atharvada), прямо или косвенно задействованных в самхитах и мантрах-2; Б. входят в состав каждой из четырех Вед, при этом в рамках каждой Веды существуют Б. разных ведических школ; время составления Б. совпадает, вероятно, с последним периодом оформления самхит, официально датируемых Х–VII вв. до н. э.; иногда в состав Б. включают и араньяки; 2) также БРАМИНЫ (устар.) (санскр. brahmana от brahma = “жрец”) представители первой, высшей из “чистых” варн. (См. также ЖРЕЦ.) “Я называю брахманом того, чью стезю не знают ни боги, ни гандхарвы, ни люди; Архата, у которого исчезли желания.” (Дхамм, 420)* * Указанный источник содержит более 40 изречений, касающихся брахманов.
|