ЛОТОС (из греч. lotos, котор., возм., — от евр. lot = “вид пахучей смолы”), 1) вероятно, самый священный из цветков; // одной из важных особенностей Л. считается его способность соединять собою сразу четыре стихии: землю (корневище), воду (стебель), воздух (цветок), эфир (запах); 2) (в йоге) = ПАДМАСАНА (см.); // иногда Л.-ами в переносном образном смысле называют также чакры.
“ЛОТОС, род земноводных многолетних травянистых растений сем. лотосовых. 2 вида, в умер. и тропич. поясах обоих полушарий <...>. Все части растения содержат витамин С и каучук, черешки и проростки — ядовитое вещество. <...> Так называемый египетский Л. — растение из рода кувшинка.” (СЭС) “ЛОТОС. Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтичес- В Древнем Египте известны изображения Л. в сочетании с образами богов и другими сакральными символами. <...> Как эмблема Верхнего Египта Л. противопоставляется папирусу — эмблеме Нижнего Египта. <...> В Индии символ Л., соотнесенный с женским детородным органом — йони, олицетворяет богиню-мать, космический Л. как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. п. С мотивом Л. связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. <...> <...> Космический Л. выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый» Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Л., на котором находится «лотосорожденный» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Л. растет вселенная; лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Л. изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Л. — демоны, змеи и т. п.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Л., обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусочек земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Л. также связывается начало новой космической эры. <...> В буддийской традиции в Индии создается особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Л.», т. н. «Лотосовая сутра» <= «Ваджраччхедика-Праджняпарамита-сутра», кит. «Цзиньган божо боломи цзин»>, сыгравшая особую роль в китайском буддизме V в. н. э.; сравн. также «Лотос истинного Закона» <«Саддхармапундарика-сутра» = «Сутра Лотоса Благого Закона»> — величайший памятник махаянического буддизма). <...> <...> В джайнском каноне Л. в руке — символ 6-го Джины, и в Тибете — эмблема основателя ордена Падмакары; «лотосовая» формула — «Ом мани падме хум» («Om mani padme Hum»= по приблизительному толкованию, — «Да будет так, драгоценный камень-лотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале. <...> Образ Л. и пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда* впервые открылся на горе Сумеру <...>. Об укорененности темы Л. в индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации <ПАДМАСАНА>, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы, одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов <...>. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Л. <...> Красный Л. — эмблема современной Индии.” (МНМ) * Санскр. adibuddha = “Перво-пробужденный, Перво-Будда”.
“Этому цветку на роду было написано стать священным. Уже самые древние, первобытные египтяне заметили его подчеркнутую индивидуальность: только лотос всплывал на воду и распускался при заходе солнца, а при восходе закрывался и погружался в Нил. Поэтому нет ничего удивительного, что египтяне именно лотосу приписали порождение бога солнца Ра, который, родившись, от счастья заплакал, и из его слез возникли люди. Скоро, однако, египтяне разглядели, что урожай их страны напрямую зависит от разливов Нила, при этом чем больше разлив, тем больше распускалось лотосов. Когда же вода спадала, лотосы оставались лежать на земле, как бы умирали. Естественно, что цветок тут же был посвящен богу плодородия — ежегодно умирающему и воскресающему Осирису и заодно его <супруге> Исиде, которая, впрочем, привычки умирать и воскресать не имела. В благодарность по всему Египту украшали этими цветами статуи и алтари Осириса, украшались и головы его жрецов и фараонов, которые сами посмертно становились осирисами <...>, а на пирах лотосами устилали полы. Интересно, что первые колонны египетских храмов (вообще первые в мире) представляли собой цветок лотоса на стебле. Но такой всенародной любви лотос был обязан не только своей красоте, а еще и тем, что доставлял пропитание всем без исключения египтянам. <...> Сделать это было не так уж сложно: если проголодался, а в доме нет ни крошки, спустись к реке и пожуй папируса или собери лотоса. Корневища его обычно сушили и ели в отварном виде, как мы картошку, тем более они и на вкус напоминали картофель, только вызывали непомерную жажду*. Зерна лотоса размалывали в муку и пекли хлеб. Из семян также изготавливали лекарство «ненуфар», но что им лечили — неизвестно. Видимо, всё сразу. Даже плоские, блюдцеобразные листья шли в ход: из них делали сосуды для питья. <...> * Вероятно, корневища лотоса, как и клубни картофеля, содержат изрядное количество быстроусваиваемых углеводов, избыток которых в организме вызывает жажду, служащую требованием притока воды для вымывания излишков углеводов.
Таким же поклонением, каким пользовался белый и голубой лотос в Египте, пользуется его красный собрат и теперь у буддистов в Тибете. <...> Так как, по верованиям этой религии, сотворение мира является как бы последовательным творением бесчисленных лотосов, заключающихся один в другом такое количество раз, которое ум наш не в состоянии сосчитать. Много связывает Будду с лотосом и у индийских буддистов. По их сказаниям творец мира был преследуем и побежден своим непримиримым врагом — всеуничтожающей водой (понимай — потопом). Нигде он не находил ни покоя, ни защиты, пока не укрылся в розоподобных цветах лотоса. Здесь дождался он в безопасности удобной минуты, вышел из своей чудесной темницы в еще большем великолепии и стал сеять всюду богатство и пищу. Поэтому индусы возлагают цветы лотоса и его плоды на жертвенник своих богов. <...> Не меньше буддистов обожают лотос и поклонники Брамы. Одарённые богатой фантазией и любовью к созерцательности, брахманисты видят в цветке символ вечно изменяющихся и плодотворных сил природы. По их словам, покрытая лотосами вода, когда блестит под яркими лучами солнца и при серебряном свете луны, испускает нежное благоухание и позволяет видеть и чувствовать, как совершается созидание организма из жидких элементов, а в самом лотосе можно наблюдать воплощенный обмен между и водой, между твердым и жидким. Потому-то Брама, отец всего сущего, как и Будда, изображается всегда с лотосом в руке или покоясь на лотосе. <...> Однако, по верованиям индусов, в отличие от египтян, цветы лотоса способствуют не возбуждению и пробуждению природных сил, а умерению страстей. <...> В прежние времена это растение водилось и у нас в заводях Волги вблизи Астрахани и называлось чульпанской розой, по Чульпанскому заливу, где оно часто встречалось. Осенью, когда созревали его крупные, содержащие зерна плоды, на заводи отправлялась с песнями, с гармонями деревенская молодежь. Главную привлекательность зерен составляло то, что их можно было щелкать, как семечки подсолнуха или кедровые орешки. Но блаженные времена прошли: человеческая жадность привела к полному исчезновению этого растения под Астраханью.” (ЗолотН) |