НИРВАНА [санскр. nirvana = “исчезновение; конец, прекращение (существования); удовлетворение, умиротворение; блаженство, вечный покой”], “блаженство отсутствия везде”; в буддизмеконечная точка, цель и смысл развития индивидуума: особое состояние сущности, соответствующее ее выходу из сансары и слиянию с Абсолютом/Единым; // при достижении Н. происходит растворение индивидуальности, т. е. по сути — исчезновение сущности как таковой: “капля сливается с Океаном”. (Сравн. МОКША, КАЙВАЛЬЯ, САМАДХИ, а также САТОРИ.)


Здоровье — величайшая победа;

удовлетворение — величайшее богатство;

доверие — лучший из родственников;

Нирвана — величайшее благо.” (Дхамм, 204)


“Третья Благородная Истина <буддизма> провозглашает наличие особого состояния, высшего состояния, в котором страдание отсутствует и которое поэтому аттестовано как парома сукха (высшее блаженство). Это состояние называется нирваной (от корня нир — «угасать» — о светильнике, «прекращаться», «стихать» — о ветре, и т. п.). Нирвана (угасание, прекращение) — термин, употребляемый для обозначения освобождения и в индуизме. Например, в «Гите» встречается выражение «Брахма-нирвана» (нирвана Брахмана; Гита V 24-26). Употребляют его и более поздние мыслители (Шанкара и другие ведантисты) как синоним мокши. Но в буддизме термин «нирвана» стал преобладающим для обозначения освобождения (как и в джайнизме).

Как правило, буддийские тексты не содержат позитивного описания нирваны. Более того, вопрос о природе и характеристиках нирваны относился к тем, в ответ на которые Будда хранил «благородное молчание»: состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания. Поэтому лучшим определением нирваны может быть или молчание, или отрицательное определение (типа «не то, не то»), или перечисление того, чем нирвана не является. В целом же можно сказать, что нирвана в буддизме — некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия. Следует отметить, что, согласно абхидхармистской философии, нирвана является одной из асанскрита дхарм, то есть потенциально присутствующим (но не актуализирующимся в профаническом состоянии, не «являющимся») в сознании каждого живого существа элементарным психическим состоянием. Именно из этой теории ведут свое происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом существе «зародыша» состояния будды (татхагатагарбха).” (ТорчЕ-РМ)

“В Махаяне <см. БУДДИЗМ> нечего уравновешивать, согласно ее учению, всё есть пустота, всё настолько относительно, что невозможно говорить о равновесии или гармонии — нет того, что можно уравновешивать (вследствие чего понятие «гармония» не занимает в ней такого места, как в китайских учениях). При достижении нирваны не происходит обратной развертки, возвращения на феноменальный уровень. Связи с этим миром прерываются навсегда, хотя элементы жизни (дхармы) не исчезают, они лишь успокаиваются. Всё это и дало возможность изобразить индийскую модель в виде пустого, незаполненного круга, а китайскую — в виде круга с двумя полуизогнутыми половинами (темной и светлой) <см. ТАЙЗИ>, готовыми перейти одна в другую. Тот принцип мышления и мироощущения, который олицетворяется упомянутыми моделями, помогает понять разное в масштабах нации отношение к жизни и к деятельности (хотя на уровне целого то, что ими олицетворяется, можно рассматривать как взаимопродолжающиеся системы, инь-ян).

Другое дело — дзэн (кит. чань). Его суть, кстати, тоже можно передать пустым кругом, но это пустота иного порядка. В отличие от нирваны сатори знает возвращение — правда, на другом уровне. Как говорил Басё, «возвысь свой дух и вернись в мир обыденный». Видимо, подобный подход является развитием одной из главных идей Махаяны — идеи бодхисаттвы, посредника, который не переходит в нирвану, пока не достигнут освобождения все существа. (Дзэнские монахи дают четыре клятвы, и первая именно об этом: как бы ни было много живых существ, монах клянется спасти их всех).” (ГригТ’82)

“Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы сансары и не имеет с ней причинно-следственной связи. Тем не менее мифологические представления буддистов допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в сансару.” (МНМ, ст. “Сансара”)

“Нирвана не для тех, кто ее жаждет, ибо непременным условием любой Нирваны является полное отсутствие желания.” (ДэНе-ППТ)

Реклама