БРАМА (устаревшее.) — см. БРАХМА. БРАХМА/БРАМА (санскр. brahma = букв. “жрец”), (в индуизме): 1) верховное божество, первое лицо божественного Тримурти: Бог-творец (brahmaa, т. е. произносится с долгим а на конце); Б. — одна из форм проявления Майи; 2) безличное абсолютное духовное начало, божественная субстанция, лишенная атрибутов и являющаяся источником всего сущего. (Сравн. АБСОЛЮТ, АТМАН, ДАО, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, ИСТИНА, МОНАДА, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ, а также особо — БРАХМАН.) “БРАХМА. В развитой теологии Брахма — творец мира является первым лицом Тримурти, или первым аспектом индуистской Троицы, понимаемой как триединство. В «Законах Ману» происхождение Брахмы объясняется так: «8. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, Он (Самосущий, Брахман. — С.Т.) вначале сотворил воды и в них испустил свое семя. 9. Оно стало Золотым Яйцом, по блеску равным солнцу; в нем Он сам родился <как> Брахма, прародитель всего Мира. 10. Воды называются Нара, ибо воды — действительно порождение Нары, они первое местопребывание Его (Брахмы. — С.Т.), поэтому Он именуется Нарайяной. 11. Из этой <перво>причины, невидимой, вечной, образующей реальное и нереальное, возник <дух> Пуруша, который в мире прославляется <под именем> Брахмы. 12. Он, Божественный, прожив в том Яйце целый год, сам же, силой своей мысли, разделил это Яйцо надвое.
13. Из тех двух половинок Он <Брахма. — С.Т.> создал небо и землю, между ними атмосферу, восемь стран света и вечное местопребывание вод». В «Яджурведе» тот, кто в «Законах Ману» В свою очередь, Брахма породил Праджапати В разных источниках версии происхождения Из многих имен Брахмы наиболее распростра- <...> От него «произошли все вещи и в нем * Буквально – «Золотояйцовый».
Брахмапура, город Брахмы, или его рай, находится на вершине мифологической <священной> горы Меру, в центре Земли, на севере Гималаев. Священный небесный Ганг течет вокруг Брахмапуры. Из значительных храмов, посвященных Брахме, в Индии сохранился только один в Пушкаре (Покхар, округ Аджмир, штат Раджастхан). Но его статуи иногда встречаются в храмах других божеств. Культа Брахмы почти не существует, он вытеснен поклонением двум другим членам Тримурти — Вишну и Шиве. В обычной средневековой иконографии у Брахмы четыре головы и столько же рук. Цвет его кожи красный или золотой, одежды — белый. Его вахана <т. е. ездовое животное> — лебедь или гусь. Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами Света, из них изошли четыре древнейшие Веды, и потому он считается также божеством мудрости, а его главная жена — Сарасвати — богиней учености. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб (сирасчакра) в виде диска чуть больше головы, прикрепленный чуть сзади к затылку при помощи небольшой перемычки и означающий ореол славы божества. Другие атрибуты Брахмы: сосуд для воды (камандалу) из священного Ганга или для топленого масла, четки (из бусинок, акшамала), символизирующие вечность времени и высший аспект божества, связка бумаги из пальмовых листьев или рукопись (пуштака) с частью текста четырех Вед, священная трава (куша) и ложка (срува) для возлияния на огонь жертвенного масла. Как правило, статуи Брахмы представляют его в стоячей позе. На голове у него величественная короноподобная прическа существа высшего ранга (джата-мукута), в ушах серьги (ратна-кундала). В правой верхней руке он держит четки, нижняя — в положении абхайя-мудра. Сосуд камандалу он держит в одной из левых рук, другая выражает варада-мудру (жест дарования милости, благодеяния). Брахма — единственное божество индуизма, изображаемлое бородатым, и то не всегда. Если он восседаем на распустившемся цветке лотоса или на своей вахане — лебеде, то в позе сукх-асана (т. е. с одной ногой, свисающей вниз). Брахме не приписывают никаких воплощений или земных проявлений, и с ним не связаны младшие божества. В своей первоосновной форме Нарайяны Владыка в виде мальчика возлежит на листе священного дерева пипала, плавающего на Первичных Водах с лотосами на их поверхности. Он держит большой палец ноги во рту. Такое его изображение служит символом вечности (замкнутый круг без начала и конца). <...> Он может изображаться во всех четырех состояниях, имеющихся в классификации шастр, причем его облик и постановка фигуры не меняются. В йогическом состоянии <т. е. в аспекте йога> он показывается в своих высших духовных достижениях: лик выражает удовлетворение, глаза закрыты. В таком виде он почитался больше всего подвижниками и аскетами. Во втором состоянии (бхога, т. е. удовлетворенности светского характера) Брахма предстает в обычном виде, с одной или обеими женами и со всеми вышеупомянутыми атрибутами, иногда с добавлением травы куша, и тогда его статуи используются в основном для поклонения мирянами. В его третьем аспекте (вира, т. е. воинской доблести) он почитается воинами и царями. В четвертом состоянии (абхичарика, т. е. грозном и устрашающем) он изображается с несколько сумрачным лицом и используется для поклонения теми, кто намеревается уничтожить своих врагов. Встречаются изображение стоящего четырехликого, но двурукого Брахмы. Черты его безбородого переднего лика мужского типа предстают индивидуализированными, почти одинаковыми и похожи на женские лица. Тонкая ткань, обвивающая бедра и спускающаяся почти до лодыжек, необыкновенно изящна. Пышная прическа с локонами (джата), характерными для аскета, оттеняет гладкость поверхности тела. Жесты кистей рук и пальцев изысканны и красивы. Отсутствие двух других рук объясняется тем, что здесь образ божества еще близок к человеческому. Помимо обычного шнура (яджнопавиты), необходимого для жреческой варны, свисающего через плечо, на плечи Брахмы накинута шкура оленя (аджина), тоже служащая как бы священным шнуром (аджина-яджнопавита). Так как у Брахмы только две руки, он держит меньше атрибутов: в правой руке — четки, а в левой — сосуд (камандалу). Редко Брахма изображается с двумя руками и одной головой.” (ТюлС) |