ФОРМА (лат. forma = “вид, лицо, облик, обличье”), “всё внешнее, наружное”; пространственно-временные границы объекта (так же, впрочем, как и субъекта), или — строже говоря — любого образа, т. е. некой пустотной оболочки; // формообразующую роль применительно к событийному аспекту бытия (т. е. по отношению к деяниям и явлениям) выполняет тот или иной закон (либо — некая совокупность законов); основой Ф. является содержание; благодаря Ф. Мир множественен, поскольку Пра-, Пред-, Перво- или Все-Ф. Мира, по всей видимости, бесформенна (насколько о таковой вообще можно говорить применительно к Единому, либо — Богу, либо — Дао, либо — Пуруше, либо — точке, либо — ...*); // оптимальной трехмерной Ф. является сфера, обеспечивающая минимальную поверхность при заданном объеме. (Сравн. ЗАКОН, СОДЕРЖАНИЕ.)


*   Отсутствующее необходимое — дописать, хотя существует точка зрения, согласно которой все перечисленные (впрочем, не только перечисленные, а вообще) слова по сути своей — просто синонимы чего-то Первичного и Неименуемого (см. особо ДАО).

“Форма есть у всех вещей. Мы говорим, что всякая вещь состоит из материи и из формы. Под материей подразумеваются причины длинного ряда смешанных ощущений, но материя без формы не воспринимается нами, мы даже мыслить не можем материю без формы. Форму же мы можем мыслить и представлять без материи.” (Усп)

“Художник открывает новые формы, а не факты или законы, подобно ученому. Это понимал, например, Леонардо да Винчи, который называл живопись и скульптуру «мудростью видения» (saper vedere). Согласно ему, художники — это великие учителя в области видимого мира, ибо осознание чистых форм вещей не есть готовый дар природы. Мы можем тысячи раз иметь дело с каким-либо предметом, никогда не «видя» его формы.

За достижения науки мы должны платить большой ценой, поскольку формы предметов в науке всё больше превращаются в формулы, игнорирующие всё качественное многообразие вещей. Эстетическое восприятие есть вместе с тем нечто гораздо большее, чем обычное сенсорное восприятие, с помощью которого мы воспроизводим общие и повторяющиеся черты предметов. Напротив, эстетическое прозрение открывает в реальности бесконечные новые возможности, которые оно превращает в актуальности, придавая им конкретные формы.” (ЛялД)

Реклама