МАЙЯ (санскр. maya = “иллюзия, обман; магия, колдовство”), “величайшая из иллюзий”: мир — как кажимость. (Сравн. САНСАРА.)

“МАЙЯ (колдовские чары; наваждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно необъяснима) мир как только-кажимость, только-явление. Мир нереален; реален лишь Брахман. То, «почему» мир кажется миром, а не Брахманом, и есть М.; хотя, будь это причиной, это было бы чем-то сущим, что неверно. Если философствовать лишь об отношении безличного Брахмана и мира, то М. несказанна: ни тождественна Брахману, ни отлична от него. Окачествленный же Брахман, т. е. Господь, обладает М. как способностью, силой как-бы-творения мира. Понятие «М.» резко критиковалось иными школами веданты.” (А. Парибок, ИнДжаСи)

“МАЙЯ (mayа, ж.): «марево», «магия», «иллюзия» — название божественной силы (в Ведах — Варуны и Индры, в индуизме — Вишну), творящей явления и скрывающей за явным главное. Как примеры ее обманывающей силы часто используют зрительные обманы: веревка, принимаемая за змею, перламутр — за серебро, круг, описываемый в воздухе горящей головней и т. п.” (УпаЙТ)

“Шакти — это одновременно майя, ибо когда Брахман с её помощью создает вселенную, то, чтобы сделать Себя проявленным, Он должен быть отличным от того, чем является в действительности*, и Она же — Мула-Пракрити**, или непроявленное (авьякта) состояние Пракрити, которое, проявляясь, становится вселенной имен и форм. Это первичная, или так называемая «материальная причина», заключающаяся в равновесии триады гун гун или «качеств» — саттвы (проявляющего качества), раджаса (действующего качества) и тамаса (скрывающего качества, порождающего инертность).” (ВведМт)


*  “Дэви-пурана” (гл. XIV), упоминая об этой силе Высшего, говорит: “То, что бывает от разнообразных причин и следствий; подательница не поддающегося пониманию плода, который в этом мире видится похожим на магию или сон — вот что называется майей”. — Прим. автора.
**  Основа или Корень (mula) Предшествующего (pra-) Творению (kriti).

Будда, по-видимому, понимал Нирвану, как состояние абсолютного блаженства свободы, отрицание кармического существования в непознаваемом Абсолюте, который он категорически отказывался описывать или определять позитивно или негативно, поскольку описание чем-то исключительно позитивным или широчайшей суммой позитивного, или чем-то негативным, или всей суммой негативного, в силу самого факта присутствия в описании и, следовательно, его ограниченности, неприменимо к Абсолюту. Иллюзионистская Майя — вещь более мистическая и более темная для понимания, но здесь мы, по крайней мере, имеем сущность, позитивное Бесконечное, которое способно к вечной свободе, но только в бездействии, через избавление от Кармы. Потому что сущность, как индивидуум, действующая в Карме Душа, всегда связана невежеством, и только отвергая индивидуальность и космическую иллюзию, мы можем вернуться к Свободе Абсолюта. В обеих этих системах мы видим, что Духовная свобода и космическое принуждение одинаково признаются, но при полном разделении и исключении из соответствующего поля друг друга — как абсолютные противоположности и противники; власть Кармы или невежества в мире рождения абсолютна; свобода Духа абсолютна при уходе от рождения, космоса и Кармы.” (Шри Ауробиндо “Проблема Перерождения”)

Реклама