ОМ (санскр. ; см. и сравн. АУМ), Первозвук; Священный Слог, сопровождавший рождение Мира; высшая из мантр; // О. в Индии традиционно произносится при богослужении и повторяется в начале и в конце священных книг, а также в начале повествования (при обращении к богам). (См. также Илл. 38 и Илл. 39.)
“Праджапати <т. е. Брахман> согрел миры, и из них, согретых, возникло тройное знание. Он согрел его, и из него, согретого, возникли эти слоги: «бхус», «бхувас», «свар» <здесь bhus = “земля”; bhuvas = “воздушное пространство”; svar = “небо”>. Он согрел их, и из них, согретых, возник звук Ом. И подобно тому как все “Этот слог, воистину, есть <низший> Брахман, и этот слог, воистину, есть высший Брахман. Всякий, кто, медитируя на этот слог, желает любого из двух — к нему приходит это.” (КатУ1) “Слог «ОМ» — это маха-биджа-мантра. Слово маха означает «великий», ОМ — это Шабда-Брахман (высшее сознание, проявленное в звуке), Правана (мантра, которая проходит через прану (дыхание) и пронизывает всю жизнь) и Омкара. Три звука заключены в ОМ: А-У-М. У каждой из этих букв много значений. При правильном произнесении ОМ звук зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук «м». <...> ОМ — это Аминь в христианских богослужениях. ОМ — это обозначение Высшего Бытия вечности, Абсолюта и Сознания.” (Шалагр) ОМ/АУМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ (санскр. Om mani padme Hum = “Да будет так, драгоценность-лотос”), “лотосовая мантра”; одна из самых популярных буддийских мантр. “Эрудированные авторы — даже и по сей день <© 1932> — переводят первый слог мантры — АУМ — как тривиальное для нас, европейцев, восклицание: «Ах!», а последний слог ХУМ! — как «аминь». Это полностью неверно. <О значении ОМ, АУМ см. соответствующие статьи. — Сост.> <...> Санскритское выражение МАНИ ПАДМЕ означает буквально «драгоценность в лотосе». Здесь мы сталкиваемся, как может показаться с первого взгляда, с откровенно бессмысленным выражением, и действительно — обычные тибетские толкования не придают никакого значения его буквальному смыслу. <...> Более информированные тибетцы учат, что шесть слогов мантры соотносятся с шестью классами чувствующих существ и с определенными мистическими цветами: АУМ — белый — боги; МА — синий — недобоги; НИ — желтый — люди; ПАД — зеленый — животные; МЭ — красный — нелюди; ХУМ — черный — обитатели ада. <...> Утверждают, что человек посредством повторения этих слогов отнюдь не освобождает существ шести сфер из круговорота смертей и рождений <см. САНСАРА. — Сост.>, но сам повторяющий эту формулу избавляет себя от воплощений в том или ином из миров.” (ДэНе-ППТ) |