ДЗЭН (яп., происх. см. ЧАНЬ), одна из оригинальных* ветвей буддизма [японского, а изначально — китайского (подробнее см. ЧАНЬ)], образовавшаяся из слияния традиционного индийского буддизма и китайского даосизма и ориентирующая последователя на достижение так называмого сатори или просветления (или, вообще говоря, — на постижение невыразимой Истины бытия) и основывающаяся на устранении праздного и/или формального мышления; // основной принцип Д. — “Не полагаться на слова и писания!”; // в пределах традиции Д. различают несколько самостоятельных школ, различающиеся между собой практическими способами достижения состояния сатори (см. также цитатн. часть). (См. также ЧАНЬ, КОАН.) * Можно, вероятно, определить дзэн/чань как редкую – внеидеологическую – разновидность духовного учения.
“Дзэн — это: — учение о просветлении или познании своей истинной сущности (природы Будды); — образ жизни, воплощающий это просветление; — субъективное понимание правильного, «дзэнского» поведения; и, наконец, — сама наша истинная природа, текущий через нас поток единого Бытия.” (НелВ) “Дзэн-буддизм — это нечто большее, чем религиозно-философская система; это своеобразная культура, странным образом вкрапленная в наш мир. Основной мотив мировоззрения дзэн — это внеязыковой аспект, восприятие мира вне логического осмысливания, без словесной коммуникации. Реальность, утверждается там, надо пережить — бесполезно пытаться выразить ее в словах. Это, наверное, единственная система мировоззрения, не имеющая своей доктрины. Дзэновское состояние достигается с помощью трех приемов: — дзадзэн <кит. цзочань бигуань> — дзэновской формы медитации; — коан <кит. гунъань> — кратких, абсурдно звучащих загадок без логических отгадок; — мондо — <кит. вэнь-да> бесед «огневой скорости». Коаны и мондо служат только для того, чтобы «открыть глаза», освободить сознание от словесно-логических ловушек.” (Нали) “Среди сект, получивших распространение в Японии в XII — XIII вв., наибольшей поддержкой правящих кругов пользовался Дзэн. Учение этой секты оказало влияние на многие стороны жизни современной Японии. <...> Однако Дзэн — не чисто японская секта, хотя наибольшее развитие она получила в Японии. Основание Дзэн приписывают индийскому священнику Бодхидхарма (по-японски — Бодай Дарума, или просто Дарума). Об этой личности сохранились только легенды. Согласно одной из них, Дарума в начале VI в. пришел из Индии в Китай, где и начал проповедовать Дзэн. Затем он удалился в один из монастырей <Шаолиньский>, где в течение девяти лет просидел, поджав под себя ноги и погрузившись в созерцание. От этого длительного сидения ноги у него отнялись. По традиции его так и изображают недвижно сидящим, завернувшись в плащ. А в Япония эта традиция породила самый древний и популярный в стране вид игрушек, японских ванек-встанек, называемых «дарума». В Китае наибольшего расцвета учение Дзэн <кит. чань> <...> Последователи Дзэн считают, что истину невозможно передать посредством письменного или устного слова. Всё, что выражено таким образом, ложно. «Не полагаться на слова!» — основной принцип Дзэн. Для Дзэн не существует всё то, что можно классифицировать как научное. Дзэн полностью отвергает такие средства познания истины, как изучение письменных источников, их анализ, сравнение, комментарии. Истина, по Дзэн, может быть достигнута лишь путем самоуглубления, созерцания. В процессе созерцания на человека внезапно нисходит просветление — САТОРИ, и вот тогда-то он и познаёт «истину Будды». Сатори означает новый взгляд на жизнь, на свое место в ней, новое отношение к действительности. Это нечто такое, что не может быть понято разумом, объяснено или описано словами. Никто из тех, кто не достиг сатори, не может знать, что это такое. <...> Сатори, учит далее Дзэн, доступно каждому человеку. Само по себе сатори — акт внезапный. Толчком к нему может послужить любое сильное переживание, потрясение, сильное впечатление. Но для того, чтобы всё это послужило толчком, необходима постепенная подготовка, психическая тренировка. Лучшим видом подобной подготовки следует считать тот, который практиковал сам основатель буддизма. Легенда рассказывает, что Гаутама достиг просветления тогда, когда он сидел, скрестив ноги, под деревом бодхи у реки Найранджана в северной Индии. После этого Гаутаму и стали называть Буддой, т. е. Просветленным. Следовательно, всякий, кто стремится достигнуть сатори, должен подражать Будде: сесть, поджав под себя ноги, принять идеальное спокойное положение тела, отрегулировать дыхание и абсолютно ни о чем не думать. Такая практика называется дзадзэн. <...> Однако дзадзэн не единственный путь к достижению сатори. В отличие от Сото, школа Риндзай делает упор на так называемый коан. Коан — это вопрос, который учитель Дзэн задает своему ученику, стремясь возбудить в нем интуицию, иными словами — вызвать сатори. <...> Многие дзэновские проповедники учили также, что сатори может быть достигнуто и в процессе труда. «День без труда — день без еды,» — говорили они. Если человек стремится довести свое дело, какой бы характер оно ни носило, до художественного совершенства, он может достигнуть сатори. Сатори рождается так же и из углубленного созерцания красот природы.” (Арут-Свет) “В ряде случаев кроме дзадзэн применяется кинхин, т. е. медитация во время прогулок по залу. При передвижении руки держат сложенными у груди и делают ритуальные шаги: ступня одной ноги передвигается на полступни вперед, при этом делается вдох, вторая ступня повторяет то же самое, и при этом производится выдох, и так далее.” (Прон-Лад) “Дзэн характеризуется тремя состояниями: «Великой верой» (дайсинко), «Великим сомнением» (дайчидан), «Великой решимостью» (дайфунсин). Вспомним одного из наставников этого учения в Китае — Линь-цзи: «О ревнители истины! Если хотите узнать, что такое дзэн, не позволяйте другим обманывать себя. Если натолкнетесь на препятствие, внутреннее или внешнее, разбейте его без жалости. Встретишь будду, убей будду! Встретишь патриарха, убей патриарха... Убейте их всех без колебаний — это единственный путь быть свободным. Не позволяйте предметам завладевать собой, но подымайтесь выше их, проходите мимо и будьте свободны!” [Watts A. W. «The spirit of Zen» N. Y., 1960]” (ГригТ’79) “— Считается, что каждый имеет природу Будды. Имею ли ее я? — спросил монах у мастера дзэн. — Не имеешь, — ответил мастер. Тогда монах спросил: — Если буддийское писание утверждает, что всё наделено природой Будды, почему же ее нет у меня? Деревья и камни, горы и реки — всё имеет природу Будды. Если это так, почему же я не имею ее? — Кошки и собаки, горы и реки — всё имеет природу Будды, но ты — нет. — Но почему?! — Потому что ты спрашиваешь!” (Д. Т. Судзуки “Пробуждение дзэн”, цит. по ПлоКоДз) |