САТОРИ (яп.; подробнее о происх. см. цитатн. часть наст. статьи), “отождествление”; особое — измененное — состояние сознания, соответствующее слиянию/отождествлению переживающего С. с объектом отождествления (в пределе — со всем Мирозданием). (См. также цитатн. часть ст. НИРВАНА. Сравн. ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА, ДХЬЯНА, НИРВАНА, САМАДХИ, ЧАНЬ.) “САТОРИ (яп.), (кит. — у) — «пробуждение», озарение, просветление; в дзэнской традиции центральная и наивысшая цель религиозной практики. Поскольку все люди изначально обладают «природой будды», задача адепта состоит в ее реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной «недвойственности» (фуни), когда субъект и объект, «я» и внешний мир представляют собой нерасчленимое единство. С. должно наступать внезапно, как вспышка молнии. Хотя С. осознается на уровне конкрет. индивид. опыта, который не может быть адекватно выражен в словах, тем не менее в дзэнской традиции, как правило, требовалось получение офиц. печати-подтверждения (инка) со стороны наставника. Дзэн различает «малое сатори», т. е. неполное и неокончательное, когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается на короткий момент, и «большое сатори», ведущее к духовному преображению.” (А. М. Кабанов, Будд) “Китайский иероглиф, обозначающий сатори, состоит из двух частей: «разум» и «я-сам». В процессе переживания сатори человек чувствует, что его Я («самость») куда-то исчезает, растворяется и вместо него появляется ощущение слияния с миром. Японцы называют это ощущение муи («недеяние», «несотворенное бытие»). <...> Сатори — это не исчезновение, а пробуждение в человеке истинного Я. Состояние это достигается путем психологического тренинга и через посредство культовой практики. Состояние, сходное с сатори, но по некоторым аспектам отличающееся от него, японцы называют кэнсо. Нередко в Японии эти два термина (сатори и кэнсо) употребляются взаимозаменяемо. Знатоки дзэн находят между ними различия. Кэнсо, по мнению К. Сато, обозначает ощущение озарения, а сатори — осознавание этого озарения. <...> Наблюдение за поведением различных категорий японцев, а также беседы с теми, кто уже не один год практикует дзэн-тренировки, показывает, что большинство считают практически маловероятным достижение сатори. Более того, многие даже боятся этого состояния, считая его уделом сверхчувствительных натур, а также фанатиков, способных годами практиковать дзадзэн или решать коаны. Многим японцам импонирует достижение состояния, которое обозначают термином самадхи. Состояние самадхи, по мнению известного мастера дзэн Кацуки Сэкида, сродни тому, которое переживает человек, будучи захвачен зрелищем, например — футбольной игрой, выуживанием попавшейся на крючок рыбы, разглядыванием заинтересовавшей его картины, созерцанием природы и т. д. <...> В состоянии самадхи сознание как бы отключается, и человек внутренне сливается с объектом его внимания.” (Прон-Лад) |