УЧИТЕЛЬ (происх. см. УЧЕНИЕ), “Не тот, кто учит, но у кого учатся”; “Индивидуум, имеющий статус Учителя, хотя бы одного Ученика, которого он признал своим, и провозгласивший себя Учителем согласно определенному им самим ритуалу, не включающему в себя какие-либо формы нанесения вреда Природе и Обществу” (ЕКШ: см. Приложение 1); условно различают три т. н. цветотипа У.: “черный”, “белый” и “серый” (то же, вообще говоря, может быть применимо к Школам, Учениям и всему, связанному с понятием У.); принципы “черного” У.: “Доверься мне весь. Я сделаю из тебя Мастера.”; “Не можешь — научим. Не хочешь — заставим.”; принципы “белого” У.: “Хочешь стать Мастером? Я весь внимание.”; “Не можешь? — Не спеши. Не хочешь? — Твое право. Всему свое время.”; “серый” У. сочетает в себе методы того и другого; // в России День Учителя — 1-я суббота октября. (См. также ГУРУ, ЭЗОТЕРИКА.) “Главное — это служение людям, а кроме того — порядочность, честность, обязательность, умение быть всегда и везде самим собой, не подстраиваясь под других. <...> Учитель обязательно должен быть человеком высокой культуры и быть целителем. Быть хорошим целителем очень важно: если вы поможете людям, вылечив их, то они пойдут за вами, видя, что ваши слова не расходятся с делом. Надо помнить и том, что ученики видят в Учителе себя, свою энергетику, а если не видят, то уходят, поэтому Учитель должен быть адаптирован ко всем энергетикам, уметь с ними работать, чтобы каждый, кто прийдет к нему учиться, нашел в нем себя. <...> Учитель никогда не должен позволять себе давать информацию «в лоб», напрямую <здесь, разумеется, речь идет не о “черном” Учителе, поскольку “черный” зачастую только так и дает. — Сост.>. В идеале Учитель дает всю информацию опосредованно: через сказки, притчи, легенды, анекдоты. Почему? Да потому, что если я вам полностью, до мелочей расскажу как и что делать, и вы будете делать именно так, то вы становитесь энергетически моим должником и «отстегиваете» мне энергетику, то есть становитесь моим «автоматом». А когда информация дается, например, через притчу, ученик сам до всего доходит и уже не является ничьим должником. Но такой идеальный способ подачи информации сегодня не совсем подходит, потому что если я вам буду давать материал через притчи, то понимать то, что необходимо понять, будут два-три человека из ста. А что тогда делать с остальными? Сейчас время такое, что нам необходимо помочь в эволюции нашей цивилизации на Земле, и должно быть как можно больше йогов. Поэтому сейчас на занятиях во многом материал дается напрямую. Но для того, чтобы ученики не оставались должниками, Учитель должен что-то не договаривать, оставляя ученикам возможность остальное додумать самим. Еще один важный принцип преподавания йоги — это постепенность. В духовных школах спешить никогда нельзя; не должно быть никаких скачков в преподавании. Необходимо, чтобы развитие шло по спирали. Зачастую бывает скачкообразное преподавание из-за того, что инструктор, вследствие своей слабой подготовки, не знает, что давать на занятиях и перескакивает с одного на другое. А чем выше мастерство инструктора, тем дольше он может говорить на одну и ту же тему так, что всем будет интересно. <...> Женщина может быть Учителем, но только в том случае, если у нее есть пара. А пара у нее есть тогда, когда она кого-то любит. Не просто живет с мужчиной или спит с ним, а именно любит.” (ГАрС) “У Учителя могут быть недостатки. Если Ученик их не видит — он мало продвинут. Если не хочет видеть и всем объявляет их достоинствами — он «автомат». Если же видит и хочет в дальнейшем их избежать — имеет шанс стать Учителем.” (А. Нараяна) “Учитель — это ещё и наставник, от которого вы получаете учения. В тибетской традиции говорится, что учитель важнее Будды. Почему? Потому что учитель — это непосредственный глашатай учений, тот, кто передает ученику мудрость Будды. Без учителя мы не смогли бы найти дорогу к Будде. Потому мы должны испытывать по отношению к учителю такую же преданность, какую испытали бы по отношению к Будде, появись он внезапно перед нами”. (Тендзин Вангьял Ринпоче “Тибетская йога сна и сновидений”, С.-Пб., 1999.) “Еще раз о роли личности в вашей истории. Ученики всегда, подчеркиваю — всегда, предавали Учителей. Разумеется, не все и не всё время: Христа — Иуда и Павел (трижды, прежде чем петух...). Но Учителя никогда не предавали учеников. Имейте это в виду, прежде чем вручать свою психику, тело и кошелек внеочередному просветленному «наставнику» с Альдебарана. Это, пожалуй, единственный и основной критерий Учителя. Интуиция, знание психотехник, личная этичность — следствие. Первична — осознанная ответственность.” (Вбо) “Лучше всего ты учишь тому, чему тебе самому нужнее всего научиться.” (БахР) “Временами учитель наказывал меня <юного гималайского йогина. — Сост.> тем, что отказывался разговаривать со мной. Разница между его упрекающим молчанием и доброжелательным молчанием, полным любви и понимания, очень ощутима для меня. В те годы мне было шестнадцать лет, и я обладал огромным запасом энергии. Я был очень деятелен и постоянно докучал ему. Но он часто говорил: «Это моя карма, а не твоя вина, мой мальчик. Я пожинаю плоды своих собственных дел». Обычно я огорчался и давал обещание больше не повторять того, что шло вразрез с его наставлениями, но вскоре вновь совершал проступки. Иногда я сознательно вел себя безответственно, а иногда совершал ошибочные поступки бессознательно в силу врожденных черт характера. Но этот великий человек любил меня всегда и при любых обстоятельствах, несмотря на мое недостойное поведение.” (СвамиР) |