АНАХАТА-ЧАКРА [с санскр. — “невозгорающаяся (мирскими страстями)”] “двенадцатилепестковый лотос”, “сердечный центр, центр любви”; одна из семи чакр физического тела (четвертая при счете снизу вверх); условно А-ч. располагается: по горизонтали — в центре грудины (на уровне сердца), по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; А-ч. соответствуют: стихия — воздух, мантра — ЙАМ [в других традициях — ЙАНГ (лайя-йога), или — А (Уор)] и — янтра, представляющая собою санскритский слог (см. Илл. 3), иногда изображаемый в центре А-ч.; // по Шк. информации графический аналог А-ч. (см. Илл. 4) представляет собою изображение ярко-красного двенадцатилепесткового лотоса, в который вписан круг темно-красного (кирпичного) цвета, содержащий в себе два вписанных матовых равнобедренных треугольника: один обращенный вершиной вниз (символизирующий женское начало), второй — вершиной вверх (начало мужское), с упомянутой выше янтрой в центре общего для них пространства; также в центре А-ч. присутствует еще один треугольник йони, в который вписаны лунные чакральные символы; на лепестках А-ч. изображаются янтры: , , , , , , , , , , , *, сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния: “похоть, мошенничество, нерешительность, неуверенность, надежда, нетерпеливость, леность, безразличие, высокомерие, беспокойство, пристрастность, задиристость” (ПетНик), подлежащие отработке для обретения соответствующих им сиддх (см.); как обычно, в каждом из трегольников йони в А-ч. присутствует символ лингама; в нижней части внутреннего обода круга А-ч. изображают антилопу/лань (самца). (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)


*   Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.

“Чакра анахата символизирует жизненный центр, отвечающий за вкусовые ощущения, контроль дыхания, двигательные функции. <...>

Чакра изображается в виде светло-желтого круга, в который помещена шестиугольная звезда сизо-синего цвета. Круг окружен 12-ю лепестками кирпично-красного цвета.” (ПетНик)

“Четвертая чакра — сердечная: центр любви.

Страдание, переживаемое здесь, обычно связано с ощущением отъединенности от любви.

Сердечная чакра, как и чакра солнечного сплетения <манипура>, относится к высшим эмоциональным центрам, однако, в отличие от чакры солнечного сплетения, сердечная служит еще и центром личности.

Янтра <strong>yam</strong>
Илл. 3. Янтра yam.
 
Анахата-чакра
Илл. 4. Анахата-чакра.
 

Мы используем сердечную энергия для преображения, когда, разгневанные кем-то, направляем, возвышая, свой гнев через солнечное сплетение к сердцу.

Тем самым гнев преобразуется в сострадание.

Так как сердечная чакра расположена в середине, ее энергия рас-
пределяется по двум направлениям: вверх и вниз.

Вот почему важно, чтобы сердце было открыто,  иначе  человек
будет постоянно в напряжении и не сможет проявить себя.

Испытываемое  нами  чувство  отъединенности  иногда  может
представлять угрозу для жизни, как, скажем,  то  ощущение  душев-
ной раны, которое мы испытываем в случае смерти кого-либо из близких*.


*  Ср. ЖАЛОСТЬ.

В этих случаях необходимо сосредоточиться на очищении сердечной чакры и возвращении ее к открытому — естественному для нее — состоянию.

Сердечная чакра связана с такими органами,  как  сердце,  грудь,
легкие и т. д.” (Уор)

“В центре <анахата-чакры> располагается золотой треугольник, «го-
рящий как десять миллионов вспышек света», содержащий внутри
Бана-линга. Над шестиугольником располагается божество Иша, сияющее белым или кирпично-красным цветом, с тремя глазами, двумя руками, делающее мудры, дарующее благо и разгоняющее страх. Божество представляет целую мировую систему, в которой последовательно открывается многообразие феноменальных реальностей пространства и времени. Его энергия называется Какини Шакти, сияющая желтым цветом, с одним лицом, тремя глазами, четыре ее руки держат петлю и череп и делают жесты, дарующие благо и разгоняющие страх. Чакра связана с элементом воздуха и принципом осязания. Животное — черная антилопа или газель, символизирующая легкость физической субстанции, проводник Вайю, ведического бога ветра. Ее жизненное дыхание — прана.” (МукЭ)

“Лотос Анахата красный как цветок Бандхука и называется так потому, что находится в том месте, где Муни или Мудрецы слышат этот звук, который исходит без ударения двух вещей друг о друга, это звук Шабда-Брахмана, который здесь является пульсом жизни. Здесь живет Пуруша (Дживатма). Этот лотос надо различать и от лотоса сердца — с восемью лепестками, который находится ниже его, в ментальном почитании, где Бог-покровитель — предмет сосредоточения. Здесь находится Триада, которая дарит все желания, и сверкающий драгоценностями алтарь ниже ее. Вишвасара Тантра цитирует в Пранатошини: «Шабда Браман понимается как Дэва Садашива». «Этот шабда считается находящимся в Анахата-чакре. Анахата — великий центр в сердце всех существ. Там находится Омкара, ассоциированный с тремя гунами.» <...> Это лотос двенадцати лепестков с ярко красными буквами <...>. Это центр таттвы воздуха. Область воздуха — шестиугольник, образованный двумя треугольниками, один из которых перевернут. Его цвет как дым, потому что он окружен массами пара. Его биджа Yam сидит на белой антилопе, которая обозначает текучесть и служит ваханой <ездовым животным. — Сост.> воздуха с его способностью движения. Здесь находится Иша — Высший Господь первых трех чакр. Шакти Какини в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара, и Шакти в форме опрокинутого треугольника — Трикона, в котором находится золотой Банга-лингам, «радостный от прилива желания», и Хатма как Дживатма, подобный «ровному пламени лампы в безветренном месте». Атма описывается так потому, что подобно пламени, не тревожимому ветром, Атма в себе самом искренний, не тревожимый движениями мира.” (Авал)

“83. В сердце находится четвертая чакра, Анахата. Она имеет 12 лепестков, обозначенных буквами: КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НА, <ТА,> ТХА. Ее цвет — темно-кроваво-красный. Она имеет семя вайю и является приятным местом.

84. В этом лотосе находится пламя, называемое бана-линга*. Медитируя на него, получают объекты видимого и невидимого мира.

85. Его возглавляющее Божество — Пинака, и Какини — его Богиня. Того, кто всегда медитирует на этот лотос сердца, страстно желают небесные девы.

86. Он получает неизмеримое знание, знает прошлое, настоящее и будущее время, имеет ясновидение, яснослышание и может путешествовать по воздуху, когда пожелает.

87. Он видит Богов и Богинь, известных как Йогини, приобретает силу, известную как Кхечари, и побеждает всё, что движется в воздухе.

88. Тот, кто созерцает ежедневно скрытую Бана-лингу, несомненно, приобретает психические силы, называемые Кхечари (движение в воздухе <см. также ЛЕВИТАЦИЯ>) и Бхучари (хождение по всему миру по желанию).

89. Я не могу полностью описать важность медитации на этот лотос. Даже боги Брахма и т. д. сохраняют метод его созерцания в тайне.” (ШиваС)


*   Бана — возм., от санскр. bana = “тростник; стрела”.
Реклама