АНАХАТА-ЧАКРА [с санскр. — “невозгорающаяся (мирскими страстями)”] “двенадцатилепестковый лотос”, “сердечный центр, центр любви”; одна из семи чакр физического тела (четвертая при счете снизу вверх); условно А-ч. располагается: по горизонтали — в центре грудины (на уровне сердца), по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; А-ч. соответствуют: стихия — воздух, мантра — ЙАМ [в других традициях — ЙАНГ (лайя-йога), или — А (Уор)] и — янтра, представляющая собою санскритский слог (см. Илл. 3), иногда изображаемый в центре А-ч.; // по Шк. информации графический аналог А-ч. (см. Илл. 4) представляет собою изображение ярко-красного двенадцатилепесткового лотоса, в который вписан круг темно-красного (кирпичного) цвета, содержащий в себе два вписанных матовых равнобедренных треугольника: один обращенный вершиной вниз (символизирующий женское начало), второй — вершиной вверх (начало мужское), с упомянутой выше янтрой в центре общего для них пространства; также в центре А-ч. присутствует еще один треугольник йони, в который вписаны лунные чакральные символы; на лепестках А-ч. изображаются янтры: , , , , , , , , , , , *, сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния: “похоть, мошенничество, нерешительность, неуверенность, надежда, нетерпеливость, леность, безразличие, высокомерие, беспокойство, пристрастность, задиристость” (ПетНик), подлежащие отработке для обретения соответствующих им сиддх (см.); как обычно, в каждом из трегольников йони в А-ч. присутствует символ лингама; в нижней части внутреннего обода круга А-ч. изображают антилопу/лань (самца). (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.) * Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.
“Чакра анахата символизирует жизненный центр, отвечающий за вкусовые ощущения, контроль дыхания, двигательные функции. <...> Чакра изображается в виде светло-желтого круга, в который помещена шестиугольная звезда сизо-синего цвета. Круг окружен 12-ю лепестками кирпично-красного цвета.” (ПетНик) “Четвертая чакра — сердечная: центр любви. Страдание, переживаемое здесь, обычно связано с ощущением отъединенности от любви. Сердечная чакра, как и чакра солнечного сплетения <манипура>, относится к высшим эмоциональным центрам, однако, в отличие от чакры солнечного сплетения, сердечная служит еще и центром личности.
Мы используем сердечную энергия для преображения, когда, разгневанные кем-то, направляем, возвышая, свой гнев через солнечное сплетение к сердцу. Тем самым гнев преобразуется в сострадание. Так как сердечная чакра расположена в середине, ее энергия рас- Вот почему важно, чтобы сердце было открыто, иначе человек Испытываемое нами чувство отъединенности иногда может * Ср. ЖАЛОСТЬ.
В этих случаях необходимо сосредоточиться на очищении сердечной чакры и возвращении ее к открытому — естественному для нее — состоянию. Сердечная чакра связана с такими органами, как сердце, грудь, “В центре <анахата-чакры> располагается золотой треугольник, «го- “Лотос Анахата красный как цветок Бандхука и называется так потому, что находится в том месте, где Муни или Мудрецы слышат этот звук, который исходит без ударения двух вещей друг о друга, это звук Шабда-Брахмана, который здесь является пульсом жизни. Здесь живет Пуруша (Дживатма). Этот лотос надо различать и от лотоса сердца — с восемью лепестками, который находится ниже его, в ментальном почитании, где Бог-покровитель — предмет сосредоточения. Здесь находится Триада, которая дарит все желания, и сверкающий драгоценностями алтарь ниже ее. Вишвасара Тантра цитирует в Пранатошини: «Шабда Браман понимается как Дэва Садашива». «Этот шабда считается находящимся в Анахата-чакре. Анахата — великий центр в сердце всех существ. Там находится Омкара, ассоциированный с тремя гунами.» <...> Это лотос двенадцати лепестков с ярко красными буквами <...>. Это центр таттвы воздуха. Область воздуха — шестиугольник, образованный двумя треугольниками, один из которых перевернут. Его цвет как дым, потому что он окружен массами пара. Его биджа Yam сидит на белой антилопе, которая обозначает текучесть и служит ваханой <ездовым животным. — Сост.> воздуха с его способностью движения. Здесь находится Иша — Высший Господь первых трех чакр. Шакти Какини в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара, и Шакти в форме опрокинутого треугольника — Трикона, в котором находится золотой Банга-лингам, «радостный от прилива желания», и Хатма как Дживатма, подобный «ровному пламени лампы в безветренном месте». Атма описывается так потому, что подобно пламени, не тревожимому ветром, Атма в себе самом искренний, не тревожимый движениями мира.” (Авал) “83. В сердце находится четвертая чакра, Анахата. Она имеет 12 лепестков, обозначенных буквами: КА, КХА, ГА, ГХА, НА, ЧА, ЧХА, ДЖА, ДЖХА, НА, 84. В этом лотосе находится пламя, называемое бана-линга*. Медитируя на него, получают объекты видимого и невидимого мира. 85. Его возглавляющее Божество — Пинака, и Какини — его Богиня. Того, кто всегда медитирует на этот лотос сердца, страстно желают небесные девы. 86. Он получает неизмеримое знание, знает прошлое, настоящее и будущее время, имеет ясновидение, яснослышание и может путешествовать по воздуху, когда пожелает. 87. Он видит Богов и Богинь, известных как Йогини, приобретает силу, известную как Кхечари, и побеждает всё, что движется в воздухе. 88. Тот, кто созерцает ежедневно скрытую Бана-лингу, несомненно, приобретает психические силы, называемые Кхечари (движение в воздухе <см. также ЛЕВИТАЦИЯ>) и Бхучари (хождение по всему миру по желанию). 89. Я не могу полностью описать важность медитации на этот лотос. Даже боги Брахма и т. д. сохраняют метод его созерцания в тайне.” (ШиваС) * Бана — возм., от санскр. bana = “тростник; стрела”.
|