ГУНЫ* (от санскр. guna = “свойство, качество; нить, струна”), в Ведах Г. — триада изначальных свойств/качеств тварного (бытийного) Мира: саттва, раджас и тамас, при этом первоматерия Мироздания (Пракрити) предстает в виде сочетания усмиренных Г. (подобно шнуру, свитому из трех нитей), преобладание любой из которых влечет за собой нарушение гармонии Великого Аккорда Мироздания.


*  В единственном числе — гуна (с “санскритским” ударением на последнем слоге, хотя законы русского языка требуют смещения ударения на слог первый, что и происходит).

“ГУНЫ (санскр. гуна, букв. — качество, нить), в др.-инд. мысли субстанции-силы, входящие в состав пракрити и направляющие её развитие в определ. направлении. Учение о Г. получило особое развитие в санкхье: пракрити состоит из трёх Г. (подобно канату, сплетённому из трёх отд. верёвок) — саттвы, лежащей в основе удовольствия и являющейся источником положит. эмоций (радости, светлого и т. п.), раджаса, стимулирующего элемента (в т. ч. приводящего в движение) и порождающего страдание, тамаса — пассивного, отрицат. начала, порождающего апатию, безразличие, тьму, косность, аморфность и т. п. Г. невоспринимаемы, об их существовании можно судить только по их следствиям — объектам тварного мира, отражающим преобладающий тип Г. и, следовательно, вызывающим или радость, или отрицат. эмоции, или индифферентность. Три Г. могут находиться как в состоянии конфликта, противоборства друг с другом, так и в состоянии равновесия, обеспечивающего гармонию. Все нейтральные объекты объясняются преобладанием к.-л. одной из Г.

Г. пронизывают все объекты и находятся в процессе вечного изменения, к-рый бывает двух типов. Первый из них — сварупа-паринама, он предполагает автономные изменения в пределах каждой из трёх Г., не затрагивающие две другие Г.; на этой стадии нет взаимодействия Г., их сочетаний, они существуют как однородная масса, внутри к-рой нет перемещений и, следовательно, нет ни объектов, ни качеств. Это состояние равновесия характерно для распадающегося мира или мира до творения. Второй тип изменения Г. — вирупа-паринама; он предполагает преобладание одной из Г. над двумя другими и, т. о., превращение в иное, что открывает эволюцию Вселенной.

В др. филос. школах Г. понимались иначе. Для вайшешики Г. — качество, обладающее теми или иными свойствами. В упанишадах Г. — психич. состояния, вызывающие отрицат. физич. и духовные эффекты. В нек-рых системах Г. характеризовали разные типы реальности. Учение о Г. сыграло значит. роль в концепциях, уделявших особое внимание становлению мира объектов.” (ФЭС)

“Вглядываюсь — не узрю.

Именую же: «Заурядное».

Вслушиваюсь — не внемлю.

Именую же: «Умолкнувшее».

Схватываю — не нащупываю.

Именую же: «Неосязаемое».

Три в отдельности — непознаваемы,

но, сплетаясь, творят Единое.

Нескончаемый Неименуемый

Шнур Плетения, возвращающего

к Постоянному Не-имению.” (ДДЦ XIV)

Реклама