ПРАНА (санскр. prana = “воздух; дыхание; энергия; сила”), в шир. смысле — общее название всех важнейших жизненных энергетик стихии Воздуха/Ветра, связывающих макро- и микрокосм и поступающих в организм вместе с дыханием; в узк. смысле — по классификации, принятой в др.-инд. философии, — первый из пяти видов дыхания: дыхание как таковое, “дыхание в легких”. (Сравн. АПАНА, ВЬЯНА, САМАНА, УДАНА, ЦИ. См. также ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ, ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА. Особо см. цитатн. часть ст. СОН, где сказано о т. н. кармической пране.) “«Дыханию [в легких], — благословение!» [Так] удовлетворяется дыхание [в легких]. Когда удовлетворяется дыхание [в легких], то удовлетворяется глаз. Когда удовлетворяется глаз, то удовлетворяется солнце. Когда удовлетворяется солнце, то удовлетворяется небо. Когда удовлетворяется небо, то удовлетворяется всё, что находится под небом и солнцем.” (ЧхУ V 19, 1-2.) “Ветра путь сообщу я тебе, брамин безупречный, [О том,] как ветер могучий приводит в движенье тела живущих. В голове пребывает огонь, охраняющий тело повсюду; В голове и огне движет себя пребывающая в них прана. <...> Меж апаной и праной, раздуваемый ими В их схождения области есть огонь, полностью всё переваривающий. <...> От столкновения пран столкновенье [с огнем] происходит; Надлежит тебе знать: теплота есть огонь, всем, кто здесь во плоти, усвояющий пищу. К окончанью кишечника волей огня отгоняется прана; Но, вверх продвигаясь, огонь она вновь взметает. Область усвоенной пищи — ниже пупка; выше него — область сырого; В центре тела пупок: здесь обитают все праны.” (Мдх 185, 2,3,10,12-14) “Смертный живет не апаной и праной; все живут чем-то еще, от чего эти обе зависят.” (КатУ2) “14 видов ветров — это пять главных пран в теле: prana, apana, vyana, udana, samana; пять подпран (upaprana): naga, kurma, krkara, devadatta, dhananjaya — и четыре менее известных: vairambhana, sthanamukhya, pradyota, prakrta. Это силы, управляющие различными функциями и видоизменениями тела.” (УпаЙТ, Примеч. к Сарва. уп.) |