ШАКТИ (санскр. cakti = “сила, мощь; власть; сила поэтического таланта”), женская ипостась сущности; второе — женское — «Я» любого мужчины, в идеале — его супруга или возлюбленная. “Ш. — творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги; <...> женское начало рассматривается как активный принцип, благодаря ему бог-супруг проявляет свои потенциальные качества; <...> Ш. в первую очередь прилагаются к Шиве и его супруге; <...> Ш. Шивы (его испостаси) обычно рассматриваются в качестве верховного божества (Деви, Сатья, Дурга, Парвати и др.) <...>; Ш. считается воплощением супружеской верности (Сатья) и сексуальной плодотворящей страсти (йони — важнейший символ Ш.), творческой (Джаганматри — богиня-мать) и разрушительной (Дурга, Кали) силы.” (МНМ) “<...> теология шиваизма предполагает наличие некоей божественной силы или энергии (шакти), которая и не тождественна Шиве и не отлична от него. Эта шакти и есть творческая энергия Бога, которую шиваизм отождествляет с пракрити и с майей (напомним, что именно в значении творческой силы Ишвары слово «майя» употреблялось еще в упанишадах). Иногда шакти рассматривается как тело Абсолюта или же это тот же Абсолют Шива-Брахман, но рассматриваемый не сам по себе (не как Абсолют в себе), а в его отношении к объектам. Без шакти Шива абсолютно пассивен и бездеятелен, тогда как при соединении с ней способен к творчеству. Как говорит один из текстов шиваистской традиции (фраза с тем же содержанием приписывается и Шанкаре): «Когда Шива объединен с шакти, он способен творить. Без нее же он не способен даже пошевелить пальцем». Эта шакти, сила Шивы, олицетворяется индуизмом в виде богини — супруги Шивы, почитаемой под именами Кали, Дурги, Умы, Парвати, а также именуемой просто Богиней (Дэви) или Богиней Великосущной (Дэви Махатми) и почитаемой в качестве Великой Матери, своеобразной индийской Кибелы, получившей метафизическое измерение за пределами только мифа. Человеческое тело рассматривается как микрокосм, совершенно изоморфный макрокосму, а следовательно, в нем присутствуют и Шива, божественное Я (дравидийский тамильский шиваизм признает определенные различия между Я и Абсолютом, тогда как кашмирский шиваизм склоняется к недуалистической, адвайтистской позиции), и шакти. Считается, что вечный дух Шивы, атман, локализуется в голове, точнее в макушечной части черепа (или ассоциируется с ней). В сансарическом существе человека, находящегося во власти иллюзии и неведения (авидья, аджняна), Шива и шакти, однако, разделены. И если Шива как субстрат и основа сознания не может в той или иной мере не актуализироваться в эмпирической психике, то шакти в сансарическом существе остается скрытой и как бы дремлющей. Теория тантрической йоги отождествляет шакти с особой энергией, которая «спит» в основании позвоночника человека и подобна змее, свернутой в спираль трех с половиной колец. Эта «змеиная сила» (выражение Дж. Вудрофа, более известного под псевдонимом Артур Авалон) называется в традиции тантрической йоги кундалини.” (ТорчЕ-РМ) “Шакти — это творческая энергия, которая помогает мужчине реализовать себя и что-то сделать. Каждый мужчина стремится, чтобы у него была бы хоть одна Шакти. Женщина же становится Шакти того мужчины, который сделал ее женщиной, независимо от того, с кем она была до того и с кем будет после.” (ГАрС) |