АДЖНА-ЧАКРА {санскр. [ajna = “знать, замечать, слышать, узнавать”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра Знания, Ведания”}, “третий глаз”, “двухлепестковый лотос”, “чакра ви'дения/ведания”; одна из семи чакр физического тела (шестая при счете снизу вверх); условно А-ч. располагается: по горизонтали — в межбровье (на уровне шишковидной железы), по вертикали — на продолжении гипотетической оси позвоночника; А-ч. соответствуют: стихия — воля, мантра ОМ [в других традициях — ОНГ (лайя-йога), или I = И (Уор)] и — янтра, представляющая собою санскритский слог , иногда изображаемая в центре А-ч. (см. Илл. 2.); // по Шк. информации графический аналог А-ч. (см. Илл. 2.) представляет собою изображение светло-желтого круга, имеющего снаружи два голубых лепестка и содержащего в себе равнобедренный (обычно — вписанный) треугольник йони с упомянутой выше янтрой в центре, где, как обычно, присутствует также символ лингама; на левом и правом лепестках А-ч. изображаются янтры и соответственно, символизирующие два аспекта человеческой личности: мужской и женский, или — шире — два начала мироздания (см. ИНЬ/ЯН): активное и пассивное. (См. также ТРЕТИЙ ГЛАЗ, ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.) “Шестая чакра — третий глаз (шишковидная железа). Это, кроме прочего, центр воображения, интуиции, интеллекта, определенности и видения. Это центр мышления, обладающий единственным (внутренним) глазом. Шестая чакра отвечает прежде всего за зрение (глаза). Когда шишковидная железа открыта, она набухает и становится способна принимать и излучать духовную энергию. В открытом состоянии она соединена с седьмой чакрой.” (Уор)
“Аджна-чакра <...> изображается в виде светло-желтого круга, окруженного синим кольцом и двумя лепестками светло-синего цвета. В кругу помещен белый треугольник.” (ПетНик) “Это — лотос с двумя белыми лепестками, между бровями <...>. Именно здесь йогин во время своей смерти помещает свою прану и затем входит в высшего исконного Дэва, Пурана — древнего духа, который был прежде трех миров и был познан Ведантой. <...> Выше Аджны имеются меньшие чакры, называемые «Манас» и «Сома»*. Манас-чакра — это лотос с шестью лепестками, на которых находятся ощущения: слуха, осязания, зрения, обоняния, вкуса и центральное начало чувствований во сне и галлюцинации. Над ним есть еще Сома-чакра.” (Авал) * Чакры, как правило, не упоминаемые в большинстве текстов, доступных широкому читателю.
“Аджна — означает «команда», располагается в области межбровья и управляет различными состояниями концентрации, реализуемыми в процессе медитации, и контролирует всю личность. <...> В центре ее располагается перевернутый лунно-белый треугольник и внутри него — Итара-линга с мантрой . Ее божество — Парамашива, как в Сахасраре. Он представлен в этой чакре в форме точки (бинду), символизирующей неразделимые Шиву и Шакти, космический союз,
чье самосветящееся сознание всеохватывающе, всепревосходяще и всеобъединяюще. Его энергия называется Хакини или Сиддхакали, она лунно-белого цвета, с шестью лицами, тремя глазами, шестью руками, держащая книгу, череп, барабан, четки и делающая мудры, дарующие благо и разгоняющие страх. Хакини сидит на белом лотосе. Эта чакра связана с познавательными способностями разума. Ментальные процессы и абстрактные идеи переживаются на этом уровне. Здесь нераздельное по своей сути существо проявляется с целью творения как две половины. Ида и Пингала-нади, разделенные от Сушумны в Муладхаре, встречаются области Аджны, а затем вновь разделяются, направляясь в правый и левый носовые ходы.” (МукЭ) “96. Двухлепестковая чакра, называемая Аджна, расположена между двумя глазными бровями и имеет буквы ХА и КША. Ее возглавляющее Божество называется Шукла Махакала (Белое Великое Время), а возглавляющая ее Богиня называется Хакини. 97. Внутри этого лепестка существует вечная биджа (слог ТХАМ), сияющая, как осенняя луна. Мудрый отшельник, зная это, никогда не ослабевает. 98. Этот великий свет держится в тайне во всех Тантрах. Медитируя на это, достигают высшего успеха, нет сомнения в этом. 99. Я — дарователь спасения, Я — третий Линга* в турье** (уровень экстаза, а также название тысячелепесткового лотоса). Медитируя на это, йог, несомненно, становится подобным мне.” (ШиваС) |