ПОЗНАНИЕ (происх. см. ЗНАНИЕ), осознание Мира: процесс умножения, расширения и углубления личного знания; в самом общем виде различают два пути П.: так наз. “внешний” (или — западный) и “внутренний” (или — восточный):

внешний путь П. характерен ориентацией вовне: это П. Мира и его Законов через проникновение в Мир и продвижение в нем как в чем-то ином, постороннем относительно самого познающего и оттого нуждающемся в освоении, покорении, подчинении и т. п. — путь Деяния;

внутренний путь П. характеризуется ориентацией вовнутрь: это П. Мира и его основ через погружение в себя, через движение в Мире как в чем-то неотделимом от самого познающего и оттого если в чем и нуждающемся, так это — в нежности, заботе, охране — путь Не-деяния;

необходимо также отметить, что, как обычно, при наличии двух крайних вариантов существует точка зрения, определяющая третий — особый, срединный путь или вариант П.: евразийский, характерный, в частности, для России и предопределяемый по меньшей мере ее двойственным (“не-Азия — не-Европа”, или “и Азия — и Европа”) географическим положением и позволяющий образовывать гармоничные сочетания двух путей исходных; // конечным “продуктом” П. являются опыт, навык и умение.

“Вся жизнь, всеми ее фактами, событиями и случайностями, волнениями и влечениями всегда приводит нас к познанию чего-нибудь. Весь жизненный опыт есть познание. Самая сильная эмоция человека — это стремление к неизвестному. Даже в любви <...> самое сильное влечение, которому приносится в жертву всё остальное, это влечение к неизвестному, к новому.” (Усп)

“Человек постоянно забывает, что надо доходить до самого основания. Он не ставит знаков вопроса на достаточной глубине.” (ВитгЛ)

“«Из пророка, познавшего женщину, семьдесят дней не говорит Бог», гласит древнее изречение. Индивидуальный отбор, вероятно, во все века действовал против чрезмерно любознательных, против стремившихся к познанию.” (Проф. В. Эфроимсон)

Реклама