Муладхара-чакра.
Илл. 34. Муладхара-чакра.
Янтра lam
Илл. 35. Янтра .
 

МУЛАДХАРА-ЧАКРА {санскр. [(mula = “корень; основа, основание”) + (-dhara = “держащий, несущий; поддерживающий, помогающий; обладающий, владеющий”)] + (cakra = “чакра”)] = “корневая чакра”}, “чакра удовольствий”, четырехлепестковый лотос”; одна из семи чакр физического тела (низшая, первая при счете снизу вверх); условно М-ч. располагается в основании позвоночника: между копчиком и промежностью; М-ч. соответствуют: стихия — Земля, мантра — ЛАМ [в других традициях — ЛАНГ (лайя-йога), или — лат. U = русск. У (Уор)] и — янтра, соответствующая санскритскому слогу , иногда изображаемая в центре М-ч. (см. Илл. 34); // по Шк. информации графический аналог М-ч. (см. Илл. 34) представляет собою изображение четырехлепесткового лотоса малинового цвета со вписанным в него белоснежным кругом, содержащим, в свою очередь, вписанный желтый квадрат, в котором помещаются изображения: указанной выше янтры, слона с опущенным (либо — приподнятым) хоботом и лингама, вокруг которого обвита в 3,5 оборота (по часовой стрелке при взгляде сверху) змея Кундалини, имеющая облик кобры; на лепестках М-ч. изображаются янтры*: , (или — в иной транскрибической записи, что, впрочем, по-русски звучит так же: шам), , ; сами же лепестки лотоса М-ч. символизируют следующие состояния: “веселье, удовлетворение, контроль над страстями, устойчивость концентрации внимания” (ПетНик). (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)


*   Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.

“Корневая чакра, находящаяся у основания позвоночника, служит центром нижних конечностей.

Эта чакра связывает нас с землей.

Кроме того, она служит центром органов размножения.

Через ноги и корневую чакру мы получаем энергию земли.” (Уор)

Йоги считают, что чакра муладхара символизирует жизненный центр, отвечающий за процессы размножения, обоняния, деятельность прямой кишки и т. д. Концентрация на чакре происходит в области окончания позвоночника. Четыре лепестка чакры связывают со следующими психическими реакциями: веселье, удовольствие, контроль над страстями, устойчивость концентрации внимания.” (ПетНик)

“МУЛАДХАРА — корневой центр физического опыта в основании позвоночника в области крестцового сплетения, несет на каждом из четырех красных лепестков букву санскритского алфавита, написанную ярко-желтым цветом или золотом:, , и . Эти буквы заключаются внутри желтого квадрата, представляющего элемент земля и вместе с ним источник мантры . Эти четыре буквы представляют корневую вибрацию и связываются с формой праныапаной. Перевернутый треугольник в центре квадрата сдерживает непроявленную Кундалини в виде спирали в три с половиной оборота, обвивающейся вокруг черного или красного Сваямбху-линга. В околоплоднике лотоса находится осуществляющее контроль божество Брахма темно-красного цвета, с тремя глазами, с четырьмя лицами, четырьмя руками, держащими трезубец, чашу освобождения, четки; четвертая рука делает жест, рассеивающий страх (Абхая-мудра). Божество считается царем грубого физического или материального мира. Его энергия или шакти называется Дакини. Она сияет розовым цветом, четыре ее руки держат жезл с черепом, трезубец, меч и сосуд для питья. Эта чакра связывается с качествами сопротивления и твердости, представленными элементом земля. Ее символом является большой слон с черной полосой вокруг шеи. В этом центре переживается принцип запаха.” (МукЭ)

Реклама