ОПЫТ (собств. русск. от ст.-слав. пытати = “спрашивать”; первонач. опыт = “пробное молоченье”), “сын ошибок трудных (А. С. Пушкин)”; 1) в широк. смысле — первая стадия овладения знанием: внутреннее, усвоенное знание как результат осмысления и осознания всей индивидуально обретенной информации, всех личных* проб и ошибок; // средоточием О. человека является тело буддхи (сравн. ИНФОРМАЦИЯ, ПОНЯТИЙНАЯ СЕТКА; см. также ШКОЛА); * В идеале, конечно, чьих-угодно проб и ошибок (лучше, понятно, если чужих, но вернее и надежнее — именно собственных).
“Перерождаясь, душа сохраняет весь опыт предыдущих воплощений, а не информацию. Часто бывает, что человек не знает, почему он что-то умеет, просто умеет и всё. Информацию <связанную с этим> он забыл, а опыт помнит.” (Данапати, Филд 12’95); “Для одних опыт детства настолько силен, что после десяти лет они перестают изменяться, сформировавшись как личности. Поэтому можно сказать, что у человека моего возраста <говорящему это Питеру Бруку — 71 год. — Сост.> мысли, как у 15-летнего. Что касается вас <собеседница Брука по меньшей мере вдвое моложе его. — Сост.>, то можно сказать, что вы остановились, а возможно, еще и нет. А поскольку в каждом человеке есть то, что изменить нельзя, и то, что изменить можно, то он не может искренне и правдиво сказать: «У меня есть опыт, который повлиял на всю последующую жизнь».” (БрукП) 2) в узк. смысле — конкретное убеждение или умозаключение, основанное на осознании личных проб и ошибок в какой-либо сфере/области; // духовный О. человека образует основу сущности, а также служит основным фактором развития/продвижения; “<...> во все времена существует проблема баланса между опытом (в смысле прожитого) и невинностью человека, много чего не познавшего. Если одно оторвать от другого: скажем, взять только опыт — получится цинизм, а если только святую невинность — выйдет юродивость.” (БрукП) 3) = проба, эксперимент: практическая проверка либо демонстрация причинно-следственного механизма действия того или иного закона. |