ГЕРАЛЬДИКА (происх. — см. цитатн. часть статьи) = ГЕРБОВЕДЕНИЕ, свод или система знаний о законах создания гербов и их символике. (См. также ГЕРБ, ГЕРБОВЫЕ ФИГУРЫ.) “Составление правил <создания и использования гербов. — Сост.> возложено было <в средние века. — Сост.> на лиц, известных свою доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, Heer-alt, т. е. ветеранами. Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной Heraldik — Геральдика.” (Гербы) ГЕРБ (через польск./чешск. herb — из нем. erbe = “наследство”), составленное согласно определенным нормам символическое изображение, отражающее родовые заслуги, достоинства, атрибуты и социальный статус владельца, либо — идеологическую ориентацию и определенные особенности структуры/организации/территории/государства/общества; // элементы Г. традиционно делят на внутренние и внешние, при этом к внутренним относится ЩИТ, занимающий центральную часть Г., а к внешним: — шлем (металлическое наголовье или головной доспех); — корона, обычно размещаемая над щитом; — нашлемник, помещаемый над шлемом; — намёт (развевающиеся полосы иссеченной ткани, ниспадающей из-под шлема и обрамляющие щит; изначально намёт, являющийся изображением иссеченного в боях шелкового шарфа, которым рыцари закутывали нижнюю часть лица от всепроникающего пустынного песка, свидетельствовал об участии владельца Г. в крестовых походах); — девиз (афористическое изречение-лозунг, отражающее кредо владельца и размещаемое на ленте в нижней части щита); — мантия (атрибут царской власти: набрасываемое на плечи длинное одеяние, подбитое горностаевым мехом, на котором размещается щит); — сень (шатер над мантией, обычно — в государственных Г.); большинство дореволюционных русских Г. состояли только из внутренней части, т. е. из щита, на котором размещались гербовые фигуры. (Ист. инф. — Гербы.) “Символические изображения были в употреблении с незапамятных времен и изображались на перстнях, оружии, знаменах и проч. Знаки эти были лишь случайными украшениями, менявшимися по произволу лица их принявшего, и, следовательно, не подчинялись никаким правилам. В средние века непрестанные войны и усобицы заставили высоко ценить лиц, выдающихся своею доблестью и храбростью, а лица эти, как и герои древности, помещали на своей одежде и вооружении символические изображении в память своих деяний. Отчасти это было необходимо и потому, что закованные в железные доспехи рыцари мало чем отличались один от другого, и это стало особенно необходимо, когда крестовые походы двинули на восток для освобождения Гроба Господня рыцарство всей Европы. По возвращении из похода знаки, которые были на вооружении рыцаря, виденные сподвижниками-крестоносцами, являлись как бы свидетелями подвигов носителя их, а потому уже свято сохраняются в память похода не только самим рыцарем, но он завещает их и своему сыну. Таким образом, эти символические изображения становятся постоянными. Вслед за этим явилась необходимость учреждения правил пользования и употребления подобных знаков, вызывавших общее к себе уважение, — запрещения ношения их лицами, не имеющими на то права, особенно когда с Х-го века появляются рыцарские турниры и бои на копьях (joutes). Составление правил возложено было на лиц, известных свою доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, Heer-alt, т. е. ветеранами. Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной Heraldik — Геральдика. Символические знаки, получившие точные правила своего употребления и изображения, стали неизменяемыми передаваться от отца к сыну и, таким образом, явились родовыми знаками. <...> часто герб владельца был в то же время и гербом земель, ему принадлежащих. Таким образом, создались гербы земельные или местные, заимствованные из гербов родовых. Когда же появились новые города, образовались новые государства, то необходимость употребления печати заставила и их создать гербы, в которые вносились символические изображения, указывающие местные отличия, исторические события и т. п. Следовательно, наука о гербах — Гербоведение или Геральдика — рассматривает гербы родовые и гербы земельные. Но существует еще средняя между ними группа гербов: гербы государственные, представляющие гербы родовые — гербы Царствующих домов и гербы земельные — гербы государств. Хотя эти три вида гербов имеют общие законы, но они имеют также и существенные особенности. Рассматривая наши <Российские дореволюционные> земельные гербы, легко заметить, что большинство их составлено без соблюдения строгих геральдических законов, хотя и на основании неких неизменяемых правил: значение той или другой помещенной в гербе фигуры редко символическое, а большею частью свидетельствует о фактическом существовании изображенного предмета в данной губернии, области или городе.” (Гербы) “Герб государственный есть внешний символ государства, выражающий религиозную или политическую идею и изображаемый на государственной печати, монетах, правительственных установлениях и проч. В настоящее время <1899 г.> государственный герб <России>, в основных своих чертах, представляется в следующем виде: в золотом щите черный двуглавый орел, украшенный двумя императорскими коронами, над которыми помещается третья большая корона с двумя развевающимися концами ленты ордена св. апостола Андрея Первозванного; орел держит золотой скипетр и державу; на груди его — герб московский: в червленом щите св. великомученик и победоносец Георгий на коне, поражающий дракона золотым копьем. Герб, как и титул, имеет три вида, различающиеся между собою подробностями и сохраняющие одну и ту же основную форму. Из титула и герба составляется государственная печать, имеющая те же три вида. Большая государственная печать — с изображением большого герба и с помещением на ней полного титула — прилагается к государственным актам наибольшей важности, напр. к государственным законам, к статутам орденов, брачным договорам членов императорской фамилии и проч.” (МЭС) ГЕРБОВЫЕ ФИГУРЫ (Г. — происх. см. ГЕРБ / Ф. — возм., через польск. figura — из лат. figura от fingo = “образовывать, давать форму”), геральдический термин, объединяющий все располагаемые на гербовом щите изобразительные элементы герба; Г. ф. делятся на геральдические и негеральдические; геральдические Г. ф. в свою очередь делятся на почетные или первостепенные (Илл. 14) и простые или второстепенные (Илл. 15); негеральдические Г. ф. делятся на естественные "(созданные самою природою): — исторические лица; — изображения человека; — изображения животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, ракообразных и мягкотелых; — изображения растений; — изображения планет, звезд и стихий” (Гербы); искусственные (созданные рукою человека): “— вензельные изображения Высочайших имен; — государственный герб, помещаемый в городских или иных гербах; — предметы быта, атрибуты и символы профессий и искусств; — литеры буквенные и годовые” (Гербы); и фантастические (заимствованные из поэзии или мифологии): “— мифологические божества, символические фигуры” (Гербы). “Главное отличие простых фигур от почетных то, что первые могут располагаться по направлениям последних: т. е. в столбе, в поясе, в кресте и т. д., и помещаться на них. <...> Простые фигуры иногда изображаются не сплошными, но с отверстием посередине. В этом случае они называются сквозными — когда внутренние контуры параллельны наружным, и просверленными — когда внутренние контуры представляют окружность.” (Гербы)
Илл. 16. Почетные или первостепенные геральдические фигуры и их наименования.
Илл. 17. Простые или второстепенные геральдические фигуры и их наименования. 1 Клин — “прямоугольный треугольник, помещенный обыкновенно в правом верхнем углу щита” (Гербы).
2 Острие — “треугольник, имеющий основанием основание щита или одну из его сторон” (Гербы).
3 Брусок — прямоугольник с основанием равным 1/2 высоты. (Гербы).
4 Ромб может изображаться и горизонтально. (Гербы).
5 Шар — круг из финифти (сравн. c «монетой»). (Гербы).
6 “«Монета» изображается металлическим кружком (сравн. с «шаром»); иногда именуется византийской, так как первые монеты, попавшие в Европу, были привезены рыцарями из Византии” (Гербы).
7 Веретено — сквозной ромб.
8 Гонт — прямоугольник с высотой равной 1/2 основания; “гонты одного металла или финифти, покрывая щит или фигуру, образуют стену; очертания гонтов в этом случае называются швами” (Гербы). (Гербы).
9 Титло — “служит указанием, что герб, в щите которого он находится, — тот же, что и основной герб провинции, наместничества или княжества” (Гербы). |