СВАДХИСТАНА/СВАДХИСТХАНА/СВАДИСТХАНА-ЧАКРА {вероятно — от санскр. [(sva = “свой, собственный; собственное ‘я’, собственность”) + (sthana = “место, местоположение”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра сущности-самости”}, “шестилепестковый лотос”, “половой, детородный центр”; одна из семи чакр физического тела (вторая при счете снизу вверх); условно С-ч. располагается: по горизонтали — на три цуня ниже пупка, по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; // С-ч. соответствуют: стихия — вода, мантра — ВАМ [в других традициях — ВАНГ (лайя-йога), или — U = У (Уор)] и — биджа-янтра, представляющая собою санскритский слог (см. Илл. 45), иногда изображаемый в центре С-ч.; // по Шк. информации графический аналог С-ч. (см. Илл. 46) представляет собою изображение шестилепесткового лотоса цвета киновари (темно-красного), в который вписан синий круг, содержащий, в свою очередь, меньший — белоснежный — шестилепестковый лотос, в коем помещается еще один синий круг, где — еще один, третий, теперь уже белоснежный, — круг, также содержащий еще один — на этот раз синий — лотос с находящейся в нем упомянутой выше янтрой; на лепестках внешнего лотоса С-ч. изображаются янтры: , , , , , *, сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния: “ограниченность сознания, отсутствие сострадания, желание разрушения, заблуждение, презрение, подозрительность” (ПетНик); в нижней части внутреннего обода одного из больших синих (= “вода”) кругов С-ч. обычно изображают сущность, именуемую макара. (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.) * Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с левого верхнего лепестка.
“<Иногда Свадхистана->Чакра изображается в виде светло- “Вторая чакра — Кас или Хара — является низшим эмоциональ- Она представляет собою воспроизводящий сексуальный Это центр, отвечающий за деторождение. Это Тай-цзи — то средоточие силы, откуда, в частности, Это центр безопасности, именно здесь формируются ощу- Связан с органами, расположенными поблизости: с кишеч- “75. Вторая чакра расположена в основании полового органа. 76. Тот, кто ежедневно медитирует на этот Свадхиштха- 77. Он бесстрашно повторяет различные Шастры и науки, 78. Смерть поедается им, а он не естся никем. Он достига- * Лагхима — от санскр. laghiman = “легкость, невесомость (как сверъестественная сила, способность)” (см. также ЛЕВИТАЦИЯ).
** Вайю — от санскр. vayu = “ветер, воздух; ветер, газы (как один из трех составных элементов тела)”. “СВАДХИСТХАНА — центр всего того, что составляет личность человека, его особенности характера. Располагается в позвоночнике над гениталиями и несет на своих шести ярко-красных лепестках шесть санскритских букв: ba, bha, ma, ya, га, la. В околоплоднике лотоса находится элемент вода, изображенный полумесяцем с основой мантры . Поверх мантры сидит главное божество Вишну, светящееся темно-синим цветом, с тремя глазами, четырьмя руками, держащее раковину, булаву, колесо и лотос. Это божество — всеохватывающая жизненная сила во вселенной. Его энергия, Ракини или Чакини Шакти, темно-синяя, с тремя глазами, четырьмя руками, держащая трезубец, лотос, барабан и резец, сидит на красном лотосе. Связанное с чакрой животное — светло-серая или зеленая макара (морское чудовище, подобное крокодилу) — эмблема вод и экипажа бога Варуны, царя моря. Чакра управляет принципом вкуса, а ее жизненное дыхание — прана.” (МукЭ) |