ХАТХА-ЙОГА {санскр.: hatha = букв. “сила; принуждение; решительное усилие; против воли, бороться с волей”, с другой стороны ХАТХА = [(ha = “солнце”) + (tha = “луна”)] + [yoga = ЙОГА]}, одна из разновидностей йоги, ориентированная на достижение практикующим совершенства владения собственным физическим телом/организмом посредством систематических занятий различного рода физическими и дыхательными упражнениями: асанами и пранаямами (желательно — под руководством опытного Наставника, в идеале — Учителя). “Слово «хатха» как существительное значит «сила», и действительно, Хатха-Йога дает силу. Как наречие «Хатха» переводится: «через силу», «принужденно», «против воли». Хатха-Йога названа так потому, что она обязывает к жесткой дисциплине, если хочешь достичь ее высот. <...> Хатха является соединением двух слов — «Ха» и «Тха». «Ха» — это Солнце, а «Тха» — Луна. Солнце символизирует процессы возбуждения, согревания, а Луна — процессы торможения и охлаждения. Человеческое тело, согласно учению Йоги, делится на две части — правую, или «солнечную», и левую, «лунную». Как правая и левая половины тела образуют целое, так и «хатха» является символом единства и борьбы противоположных начал, ответственных за жизнедеятельность человека. В такой трактовке цель Хатха-Йоги — обеспечить совершенное равновесие всех физиологических процессов в человеческом организме.” (ВасТ) “В средние века на основе двух ступеней классической йоги (асана и пранаяма) в Индии возникает особый вид йогической практики, получивший название «хатха-йога» (насильственная йога или йога с усилиями), в котором были разработаны целые комплексы сложнейших поз и дыхательных упражнений. Тексты хатха-йоги («Хатха-йога прадипика», «Гхеранда самхита», «Шива самхита») утверждают, что уже благодаря одной практике асан и пранаямы (при соблюдении норм первых двух ступеней) можно достичь освобождения. Хатха-йога заимствует тантрическую теорию чакр (чакра — «колесо»), особых психофизических локусов, центров тела, воздействие на которые посредством асан и пранаямы должно привести к трансформации сознания. Пранаяма используется здесь как средство воздействия на чакры и энергетический запас организма (кундалини <...>) через направление в эти центры жизненной энергии — праны. Традиция хатха-йоги связана с сектой натхов, последователей полумифического чудотворца Горакшанатхи (Горакханатха). Их философия была близка недуалистической доктрине Шанкары, хотя в целом теория и не играла особой роли в этом чисто психотехническом движении. Отмечается связь хатха-йогинов (порой внеконфессиональных отшельников-анахоретов) с некоторыми направлениями индийского исламского суфизма. Следует отметить как интересный момент глубокое влияние на натхов не только индуистского, но и буддийского тантризма, что вполне понятно, ибо их как «чистых психотехников» интересовали не доктринальные и концептуальные расхождения, а методы и приемы духовного делания, ведущего к освобождению. В отличие от йогинов ортодоксальных направлений, натхи придавали большое значение идее телесного бессмертия, обретаемого в ходе йогической практики, когда профаническое тело, закаленное в огне хатха-йоги (подобно тому, как трансформируются металлы в алхимической печи), созревает и превращается в «йогическое тело» (йога деха) бессмертного и освобожденного при жизни адепта (дживанмукта). В настоящее время упражнения хатха-йоги часто используются в Индии и на Западе с терапевтическими целями для лечения различных болезней или даже в качестве спортивной гимнастики, что приводит к профанации, коммерциализации и деградации хатха-йоги.” (ТорчЕ-РМ) “12. Практикующий Хатха-Йогу должен жить уединенно в хижине или монастыре, в месте, свободном от камней, воды и огня, в плодородной стране с мудрым правителем, где ему не будут мешать. Комментарий «От камней, воды и огня» — это гигиенические требования, мимо которых всякий желающий усердно заниматься Йогой не должен проходить легкомысленно. Под «водой» имеется в виду сырость или влажность, под «огнем» — землетрясение или вулканическая деятельность. 13. Хижина должна иметь маленькую дверь и не иметь окон и дыр, пол должен быть ровным, без углублений. Хижина не должна быть слишком высокой, низкой или длинной. Она должна быть очень чистой и без насекомых. Снаружи должны быть небольшой навес с сидением на возвышении и колодец. Всё это должно быть окружено изгородью. <...> Комментарий Нандикешвар добавляет к этому: «Монастырь должен быть окружен цветниками и рощами, с тем чтобы падающий на них взор йога мог успокаиваться». (СваСват; глава «Асаны») |