ТАЙЦЗИ {русская транскр.: кит. [(тай = “Великий”) + (цзи = “Предел”)]; тай чи — западная/европейская транскрипция того же термина} = ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ, одна из основных категорий древнекитайской философии; впервые термин Т. появился в “Си цы чжуань” (комментарий к “И-цзин”/“Книге Перемен”); // Т., как любое из первичных понятий, строго определено быть не может, что усугубляется еще и обычной для дальневосточных философий “мягкостью” исходных текстов, допускающих полярную вариативность перевода, и применительно к “Си цы чжуань” выглядит так:

“Перемены имеют Великий предел...” (Шуцк);

“<Процесс> перемен начинается в Тай-цзи...” (ФЭС);

это — два разных перевода одной и той же строки указанного комментария; понять отсюда, что чему предшествует, — довольно непросто, хотя с уверенностью можно допустить, что любой Предел должен содержаться в Переменах (беспредельных по определению); символы/чертежи Т. см. на Илл. 53 и Илл. 54, причем первый из них является более поздним (хотя, возможно, более совершенным), тогда как второй — оригинальная авторская иллюстрация к тексту “Тайцзи ту шо” [принадлежащего кисти китайского философа Чжоу Дуньи (1017–1073)], перевод которого приведен ниже (при чтении не стоит забывать всё о той же вариативности переводов). (Сравн. АБСОЛЮТ, БРАХМА, ДАО, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, МОНАДА, ХУНАБ КУ.)

ОБЪЯСНЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА

“Беспредельное, а затем — Великий предел!

Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела и вновь наступает движение. Так то движение, то покой являются корнем друг друга..

Илл. 53. Знак
Великого Предела Тайцзи.
Илл. 54. Древний знак
Великого Предела Тайцзи.

Разделяются инь и ян — поэтому устанавливают два образа.

Ян превращает,  инь соединяет, — происходит рождение воды, огня,
дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке — четыре времени совершают свой ход.

Но пять стихий  —  это только инь и ян, инь и ян — это только Вели-
кий предел, а Великий предел коренится в беспредельном!

Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.

Истинное в беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным об-
разом соединяются, и происходит затвердевание.

«Небесное дао устанавливает  мужское,  земное  дао устанавливает
женское.» Две пневмы взаимно пробуждаются и производят десять тысяч вещей. Десять тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.

Только человек приобретает всё это в совершенстве и наиболее оду-
хотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются — возникают 10 тысяч дел.

Совершенномудрый  упорядочивает  это  с  помощью   срединности,
прямоты, милосердия, справедливости <разъяснение Чжоу-цзы: «Дао совершенномудрого — только милосердие, справедливость, срединность и прямота»>, главенствует покой <разъяснение Чжоу-цзы: «Отсутствие желаний — причина покоя»>. Этим устанавливается предел человека.

Поэтому совершенномудрый  «с Небом и Землей согласует свою бла-
годать, с Солнцем и Луной согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье». Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.

Поэтому сказано: «Установили дао Неба — инь и ян, установили дао
Земли — мягкое и твердое, установили дао Человека — милосердие и справедливость».

И еще сказано: «Истоки начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения».

О, как велики «Перемены» <т. е. “И-цзин”>! В этом их совершенство!” (ЕремВ)

“ТАЙ ЦЗИ. «Великий предел». Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории «у цзи» — «Отсутствие предела», «Беспредельное» или «Предел отсутствия/небытия». Общий для обоих антонимов иероглиф «цзи» несет понятие предела (высшей и гл. позиции или степени), охватывающее два смысла: «край» («оконечность, полюс, конец крыши») и «центр». Термин «Т. ц.» впервые встречается в «Чжоу и» («Си цы чжуань»), где сказано, что изначальные и универсальные «перемены (и [4]) имеют Т. ц.», из к-рого путем последовательного удвоения рождаются сначала «два образца» — инь ян, а затем все сущее. Древнейшая комментаторская традиция трактует тут Т. ц. как синоним тай чу («Великого начала»), тай и («Великого единого») и дао, т.е. обозначение исходно-целостного, хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей «пневмы» (ци), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. Ян Сюн (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истоков бытия, заменил Т. ц. альтернативным понятием «тай сюань» — «Великая тайна», к-рому посвятил спец. соч. — «Канон Великой тайны» («Тай сюань цзин»). Мыслителями филос. течения сюань сюэ, в т.ч. Ван Би (3 в.), Т. ц. отождествлялся с «отсутствием/небытием» (Ю-у). Кун Инда (8 в.) в противоположность Ван Би и его единомышленникам объяснил суть Т. ц. с помощью понятия «юань ци» — «изнач. пневма». В основополагающем для неоконфуцианства лапидарном трактате «Изъяснение плана Великого предела» («Тай цзи ту шо») Чжоу Дуньи (11 в.) <см. выше. — Сост.> сопряг Т. ц. с понятием «у цзи», восходящим к «Дао дэ цзину», где оно означает неисчерпаемую первозданность или «Предел отсутствия/небытия». Описав космогенез как следствие движения самого Т. ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. традиц. наукой как некой программы мировых трансформаций. Лу Цзююань (12 в.) истолковал сопряжение у-цзи и Т. ц. как отношение первичного и вторичного соответственно, а Чжу Си (12 в.) — как сущностное тождество. По Чжу Си, Т. ц. есть совокупность всех «принципов» (ли), единая и одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны на всякой водной поверхности. В 20 в. Сунь Ятсен (1866–1925) использовал термин «Т. ц.» для передачи зап. понятия «эфир» (итай).

Существует предположение, что известное ныне графич. изображение Т.ц. в виде т.н. монады, т.е. темного и светлого зародышей (или «рыбок»), соединенных в круге и символизирующих силы инь-ян, получило распространение в 7-8 вв. под влиянием будд. мандал. Схемология Т. ц. обрела развернутое оформление у Чжоу Дуньи и впоследствии играла важную роль в традиц. науке.” (А. И. Кобзев, КФ)

Реклама