МАНДАЛА (санскр. mandala = “круглый, круговой”), символико-магическое плоское или рельефное, графическое, живописное, насыпное* или фигуративное** (изначально — круглой формы) воплощение представлений о структуре мира, признаных в Учении той или иной духовной (обычно — буддистской, хотя есть и М. майя и др.) Школы. (См. также ПОНЯТИЙНЫЕ ЗАКОНЫ. Сравн. НАМЧУВАНГДАН, ЯНТРА.)


*  Когда изображение наносится на пол цветными порошками.
**  В этом случае изображение образуется “из зерна или других жертвенных даров” (МНМ).

Мировое древо
Илл. 28. Характерная схема
Мандалы.

“МАНДАЛА <...>, один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения (включая и жертву). <...> М. принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где север — зеленый, восток — белый, юг — желтый, запад — красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата, крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимически* используемый в ритуале, особенно часто ВАДЖРА <санскр. vajra = “дубина, палица (грома), оружие Индры> в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т. д. Этот основной вариант М. существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре М., или некоторыми местными вариантами символики. Изображения М., как правило, многочисленны <...> и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например, в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. М. изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.


*  От греч. metonymia = “переименование”; в данном случае имеется в виду замещение призываемой сущности ее символом/атрибутом.

Наиболее универсальна интерпретация М. как модели вселенной, «карты космоса», причем вселенная изображается в плане <т. е. в двумерной проекции на плоскость>, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесенные с системой высших сакральных ценностей (особенно в буддизме): как правило, лишь внутри круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Космологическая интерпретация М. предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в ее целостности, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов — НИДАН <санскр. nidana = “завязка, веревка; причина, основание”>, выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на М. моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. <...> Наконец, внешний круг М. также соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии. Вместе с тем интерпретация М. или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (сравн. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называпемые ЛОКАПАЛЫ <см. также ХРАНИТЕЛИ МИРА> или махараджи — «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. <...> Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого помещают часто помещается знак мужского начала — ВАДЖРА. Это соотношение геометрических символов в центре М. дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество спускается с небес в самый центр М., обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие и успех. <...> Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII в., когда Падмасамбхава — основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой М., нуждавшийся в божественной помощи, сооружал М. и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр М. и совершало то, ради чего оно призывалось. <...> Ряд исследователей (Хуммель, Х. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр. знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М.” (МНМ)

“Каждая из них <частей мандалы> имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одним из будд созерцания, с одним из органов чувств, с одной из мудр, с одной из мантр. Адепт в процессе созерцания должен по очереди вопроизвести в себе всё, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания — слияние с космическим Абсолютом.” (Будд)

“Вот как определяют биопсихическую природу Мандалы Ральф Мецнер и Тимоти Лери: «Механизм Мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если Мандола является изображением структуры глаза, то центр Мандалы соответствует “слепому пятну”. Поскольку “слепое пятно” — это проход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя “наружу” через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает Мандалу в собственном теле. Мандала является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь.»” (АргХМ)

Реклама