«Истина»
«Истина». 1903.
Фердинанд Ходлер (1853–1918)

ИСТИНА* (от ст.-слав. исто = “наличность, капитал”, но и “заем, долг”, и истота = “сущность, естество”), “Точка сборки Мира”, “Вечный свет на горизонте познания”; 1) (в шир. смысле): Пра-, Пред-, Перво- или Все-Закон: Закон Законов“конечный объект Познания; И., понимаемая в этом смысле (хотя, если можно так выразиться, зачастую в несколько меньшем масштабе), — неотъемлемый атрибут как любой “отдельно взятой” структуры так и Бытия в целом: так же, как правила (читай: Закон) любой игры (см. также МАЙЯ) придают ей смысл, так и единая И. — краеугольный камень, на коем зиждется Мироздание; // в силу своей беспредельности и неисчерпаемости, И. недоступна познанию (а еще точнее — познаванию на уровне рассудочно-ноуменальном**) как процессу протяженному, однако постижима одномоментно: озарением/просветлением ли — т. е. на уровне феноменальном; // в принципе, для крушения Мира (или — утраты смысла Бытия) достаточно изъять из него один-единственный элемент: лишить его И.; 2) (в узк. смысле) объективная квинтэссенция опыта; // что же до распространенной формулы “практика есть критерий И.” (К. Маркс), то — безусловно, с той только оговоркой, что, вероятно, единственным подлинным (или уж, во всяком случае, — очевидным) практическим проявлением постижения И. может быть только мудрость [“<...> всё прочее — литература!”*** (ВерлП)]. (Сравн. ДАО; см. также ЗНАНИЕ.)


*  Здесь, глубоко внизу, в “подвале”, шепотом из уст — в ухо признаемся друг другу, что нет ничего проще, чем говорить о том, чего — вслух сказать — не ведает никто: пойди, проверь нас! И тем не менее...
**  И в этом смысле познавание так называемой Абсолютной Истины в качестве суммы называемых не так истин относительных — вещь более чем перспективная, ибо конца не имеет.
***  Ну, в самом крайнем случаефилософия.

“ИСТИНА ж. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть*; ныне слову этому отвечаeтъ и правда <...>. Истина отъ земли, достоянiе разума человека, а правда съ небесъ, даръ благостыни. Истина относится къ уму и разуму; а добро или благо къ любви, нраву и воле. <...> Благо во образе (т. е. доступное понятiю) есть истина. Светъ плоти — солнце; светъ духа — истина.” (Даль)


*  “Все, что есть, то истина; не одно-ль и то же есть и естина, истина?” (прим. Даль)

“Такой вещи, как абсолютное заблуждение, не существует — есть только фрагменты Истины.

<...> мы так сильно привязаны к своей скудости и заблуждениям — мы чувствуем, что за ними присутствует истина, которая растет, как говорил Шри Ауробиндо, как бы защищенная этой самой скудостью и нашими заблуждениями. Если бы нам была дана вся истина сразу, то мы превратили бы ее в гнома по собственному образу и подобию в данный момент! Истина не имеет ничего общего с мыслью или хорошими поступками — хотя они могут быть стадиями на пути — она связана с широтой существа. Но рост совершается медленно и болезненно. «Ошибки, заблуждения, преткновения!» — кричат они. Как блистательны и прекрасны Твои ошибки, о Господи! Твои заблуждения сохраняют Истину живой; Твоими преткновениями мир совершенствуется.” (Сатпр)

“<...> истина определяется как адекватность мышления бытию.” (ФЭС, в ст. Адекватный)

“ИСТИНА, согласiе нашихъ мыслей съ действительностью, а также въ формальномъ смысле — согласiе нашихъ мыслей съ общими логическими законами.” (МЭС)

“ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания*.” (ФЭС)


*  Сост. не совсем понимает здесь, каким макаром познающий (т. е., стало быть, обладающий сознанием?) субъект будет отражать/отображать объект “вне и независимо от сознания”... (Но это просто к слову. :)

“Истина духа есть истина бытия и сознания, а не истина мысли.” (Шри-Ма)

“Истина — это не польза и не выгода, ибо выгоду могут получать и дезинформаторы. Истина — не мнение большинства или меньшинства, ибо богословы и политические деятели принуждали и принуждают верить в то, что им выгодно: в легенды, идолов, во всякий бред, который выдают люди под видом науки и т. п. Истина — это не мысль, выраженная словами, — в ней лишь намеки на истину. Информация, которую получают объекты Природы, не истинна и не ложна. О ее истинности, как и о ценности золота, драгоценных камней, бумаг, изделий и т. п. могут сказать лишь люди или другие системы.” (ГАрС)

“Мы никогда не должны забывать о <...> невыразимости. Это признак истины, признак реальности. То, что может быть выражено, не может быть истинно.” (Усп)

“Нет лучшего способа отвратить от жизни, как заставить искать истину. <...>

Если Вам обещают подарить истину, то это значит, что ее именем непременно лишат свободы. «Истина — пожиратель жизни», — сказано в апокрифическом Евангелии Филиппа. Истина — это ловушка, волчья яма, в которую Вас хотят поймать, потому сторонитесь ее, как бубонной чумы. Поиски истины — источник вечных страданий человечества, ибо, найденная, она пожирает несчастного искателя.” (АвдВ)

“Помни: никогда не изменяй истине! Изменяй истину.” (С.Е.Лец)

“Истины текущего момента ПРАВДА-5”*


*  Последнее — наименование еженедельника, первое — колонтитул в нем [стр. 2 и 4: 2–9 августа 1996 года № 33 (62); издания АО «Правда интернэшнл»). Замечательно, собственно, само сочетание в одной строке (а всё это именно одна строка колонтитула) неопределенного множества сиюминутных истин со строго отмеренным количеством правды.

“В каждой Истине есть доля шутки.” (Фолк)

“Истина — Ключ к Миру. Познавший Истину исчерпал Знание.” (?)

“— Что есть ад?

— Зависимость.

— Что есть счастье?

Свобода от всех привязанностей.

— Что есть истина?

— То, что для людей благотворно.

— Что дорого всем живым существам?

Жизнь.”

(Шри Шанкачарачарья “Жемчужное ожерелье
вопросов и ответов”)
Реклама