ДАО (кит. dao = букв. “Путь, Смысл”; яп. do, to; англ. Тao), Не-, Все-, Сверх-Бытие; Первоисток Бытия; одна из основных категорий древнекитайской философии; впервые в этом качестве Д. появляется в “И цзин” (“Книга Перемен”); // в даосизме Д. — всеобщий основной Закон Мироздания; // в конфуцианстве — Закон внутренний моральный, этический, Долг, зависящий от культуры/образования. (Сравн. АБСОЛЮТ, БРАХМА, ЕДИНОЕ, ЗЕРВАН, ИСТИНА, МОНАДА, ТАЙЦЗИ, ХУНАБ КУ. См. также ДАОДЭЦЗИН, ДЭ, НЕ-ДЕЯНИЕ.)

Иероглиф ДАО (типографское начертание)
Илл. 18. Иероглиф (кит.) ДАО (типографское начертание).
Иероглиф ДАО (рукописное начертание)
Илл. 19. Иероглиф (кит.) ДАО (рукописное начертание).

“Один раз инь, один раз ян — и есть Дао.”

(Комментарий к “И цзин”)


“Дао избранный — Дао не постоянный.

Имя данное — имя не постоянное. <...>

Дао — пуст,

но, применяя Его, — не прибавишь. <...>

Верх Его — не сияет.

Низ Его — не зияет. <...>

Такова Форма Бесформенная,

Облеченное Без-Обличие.

Таково смутно-неясное. <...>

Дао вечен,

не имеет плоти, не близится к гибели. <...>

Дао есть постоянное Не-влияние,

но нет ничего, Ему неподвластного. <...>

Дао Небес

подобен со-действию

при натяжении лука:

верхнее — пригнетается,

нижнее — воздымается,

избыточное — убавляется,

неполное — дополняется.

Дао Небес

излишнее — отымает,

неполное — дополняет.

Дао Людской — напротив:

нуждающихся — обирает,

излишествующим — пособляет. <...>

Дао Небес —

благодеяние, но без вреда.

Дао постигшего —

деяние, но без соперничества.”

(ДДЦ: I, IV, XIV, XVI, XXXVII, LXXVII, LXXXI)

Реклама