ДУХ (ст.-слав. доухъ; сравн. душа, дыхание), 1) “внутренний Огнь Божий”, “Сердце индивидуального и всеобщего бытия”; важнейший и неотъемлемый атрибут всего, обретшего творение, сотворенного (сравн. ДУША, СУЩНОСТЬ); 2) одна из ипостасей Триады, Троицы или Триумвирата Богов; 3) = самадхи-нирвикара; 4) сущность-покровитель, способная служить посредником между человеком и тем или иным явлением, объектом или местом, либо совокупностью явлений/объектов, за них ответственная (напр. — “Д. дома”: домовой); // иногда под Д. понимают также любую невоплощенную сущность Мироздания (см. также ДЕМОН, СПИРИТИЗМ).

“Духъ. Вообще слово духъ въ Свящ. Писанiи употребляется въ различныхъ значенияхъ: такъ напр. въ значенiи ветра, веянiя воздуха, — тихаго или бурнаго (Быт. VIII, 1—8, Еккл. XI, 5, Iоан. III, 8), иногда въ значенiи жизненнаго дыханiя, какъ начала низшей, животной жизни (Быт. VI, 17, VII, 15 и др., Еккл. III, 21). Иногда этимъ словомъ обозначаются духи безплотные, одаренные умомъ, волею, могуществомъ (Деян. XXII, 8, Еф. II, 2, Евр. I, 14), иногда души человеческiя (Быт. II, 7, Еккл. XII, 7, Римл. III, 10 и др.), иногда существо Божiе, духовная природа Божiя, со всеми ея существенными свойствами (Iоан. IV, 24), иногда, наконецъ — различныя дарованiя, служенiя и действiя отъ Духа Божiя (Быт. XLI, 38, Числ. XI, 25, II Петр. I, 21 и др.) и, особенно благодатные дары, совершающiе новую жизнь въ человеке, и служащiе къ его освященiю и спасенiю (Iоан. III, 5—8, Деян. II, 38, Рим. VIII, 2, I Кор. II, 12—14, I Тим. III, 4—7 и др.).

Духъ Святый — третье лице Пресв. Троицы. Онъ есть истинный Богъ (Деян. V, 3, 4), Животворящiй (Iоан. III, 5), исходитъ отъ Отца (Iоан. XV, 25), Ему приличествуетъ поклоненiе и прославленiе равное со Отцемъ и Сыномъ (Мq. XXVIII, 19), Онъ глаголалъ черезъ пророковъ (II Петр. I, 21), чрезъ апостоловъ (I Петр. I, 21), открылся человекамъ некоторымъ особеннымъ образомъ чрезъ сошествiе на апостоловъ въ виде огненныхъ языковъ въ 50-й день по Воскресенiи Христовомъ (Деян. II, 34), сообщается и ныне всемъ истиннымъ христианамъ чрезъ усердную молитву и таинства (Лк. XI, 13, Тит. III, 4—6, I Кор. III, 16). Главнейшихъ и более общихъ даровъ Св. Духа, по исчисленiю пр. Исаiи, седмь (XI, 2)*.” (БЭ)


*   “И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия...” (Ис. XI, 2)

“Гамлет

<...> Руки прочь! <...>

Я в духов превращу вас, только троньте!” (Шексп-Г I, 4)

“Дух Божий дышит, где хочет.” (Iоан. III, 8)

“И следующее нужно знать вам для вашей безопасности. Когда представится какое-либо видение, не допусти в себе испуга, но каково бы ни было это видение, мужественно спроси его во-первых: «Кто ты и откуда?». Если это будет явление святых, то они успокоят тебя и страх твой обратят в радость. Если же явление — диавольское, то оно, встретив в душе твердость, немедленно придет в колебание, потому что вопрос «кто ты и откуда» служит признаком неустрашимой души*.” (Св. Антоний; цит. по РоузС)


*   Здесь, вероятно, необходимо заметить, что, как полагают мистики, этот прямой вопрос ставит сущность, возникшую перед вопрошающим, перед выбором: дать прямой же ответ (т. е. назвать свое имя), либо — убраться прочь. Называть же свои подлинные имена духи избегают, поскольку имя сущности дает знающему его возможность повелевать этой сущностью: вызывать когда угодно, приказывать и т. п. Потому вопрос этот очень полезен.

“О христианстве еще спорят, дурно ли оно, хорошо ли. А вот о духовом оркестре спорить нечего: здесь чистая духовность.” (Ероф)

Реклама