ДЕМОН [ст.-слав. демонъ — из греч. daimon = “божество (как доброе, так и злое), бог; судьба; добрый гений, гений-покровитель; злой дух, дьявол”], “бог данного мгновения” (Г. Узенер); ныне в наиболее общем виде Д-ы. — невоплощенные (хотя порою воплощающиеся или воплощаемые) сущности локального значения: хозяева/покровители/защитники предметов, малых пространств и т. п.; в узк. смысле — злые духи, “посредники и слуги Рока”; // в русской/российской мифологии (а точнее — в язычестве) Д-ам соответствует, по всей видимости, т. н. “низшая нечисть”: бесы, лешие, водяные, озерники, домовые, баенники/банники и проч.*, а сам термин Д. появляется на Руси с появлением христианства, для представителей коего Д. — нечисть абсолютная. (См. также ДАКИНИ, сравн. ДУХ.) * Подробнее об этих и прочих представителях языческой “низшей нечисти” см. великолепную этно-энциклопедию С. В. Максимова «НЕЧИСТАЯ, НЕВЕДОМАЯ И КРЕСТНАЯ СИЛА» (любое издание), а также не менее достойное издание: ААф
“— Не веришь в существование демонов? Ты, конечно, можешь не верить и в существование тигров, однако это вряд ли поможет тебе при встрече с реальным тигром, тогда как знание его повадок...” (Буддистская притча) |