СОЗНАНИЕ (калька лат. conscientia = “совесть, сознание”), “приобщенность (со-) к Знанию (знание)”; обретаемая с приданием БЫТИЯ-1 способность сущности воспринимать воздействия и реагировать на них сообразно уровню и ступени своего развития; // с точки зрения йоги всё, существующее в Мире, обладает С.; согласно Учению Школы Гуру Ар Сантэма существует определенная связь между уровнями С. (именно уровнями, а не ступенями развития) и нефизическими телами, при этом так называемая Шкала Сознания, наглядно иллюстрирующая эту взаимосвязь, выглядит как показано ниже (см. Табл. 10) и, кроме этого, структурно отражает также характер иерархической взаимоподчиненности этих уровней (так, к примеру, С. управляет эмоциями, само при этом подчиняясь подС.) (см. также ЭМОЦИИ);


№*Уровни сознанияТела'
1.сверхсознание-3самадхи-нирвикара
2.сверхсознание-2самадхи-савикара
3.сверхсознание-1самадхи-сабиджи
4.подсознаниебуддхи
5.сознаниементальное тело
6.эмоции, чувстваастральное тело

Табл. 10. Условная шкала сознания (по уровням) № 1.


*   Нумерация тут тоже, разумеется, условная (т. е. возможна и обратная).

// с другой стороны, возможно ввести иную классификацию С.: на этот раз — по эволюционным ступеням развития, или, говоря строже, — по месту, занимаемому С-м в системе отношений “Бытие — С.” (см. Табл. 11).


№ ступениХарактер взаимоотношений
1.Сознание Младенческое: определяется Бытием.
2.Возмужавшее Сознание: Бытие определяется им.
3.Просветленное и умудренное Сознание, свободное от самостной необходимости воздействовать на Бытие: отныне оно взаимодействует с ним;
у него нет нужды вмешиваться в ход событий: отныне оно само Со-Бытийно (см. НЕ-ДЕЯНИЕ).

Табл. 11. Условная шкала сознания (по ступеням развития) № 2.


“Сознание — способность взаимодействовать (с другими телами и с самим собой).” (ШипГ)

“Сознание — разумная энергия. Будь это кусок кварца, муравей, человек или нечто запредельное. Все живет. Нет ничего бесчувственного. Поле реальности насыщено целью.” (Арг)

“Градации сознания — это всеобщие состояния, не зависящие от точки зрения субъекта; скорее, точка зрения субъекта определяется тем уровнем сознания, в котором оно формируется в соответствии со своей природой или эволюционным уровнем. Но, естественно, только человеку присуще извращать порядок вещей, помещая себя в центр мира.” (Сатпр)

КАРМА <...>. Согласно тхеpаваде — любые моральные (кусала) и аморальные (акусала) волевые намерения. Если же действие совершено не преднамеренно, то оно не создает К. Следует отметить, что К. считается чрезвычайно сложным законом, характер проявления к-рого полностью осознал только Будда. В конструировании К. главная роль принадлежит мысли, т. к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию. поэтому в абхидхармической лит-ре тхеравадинов осн. внимание уделяется классификации сознания. Сознание подразделяется на два вида: моральное и аморальное, к-рые в свою очередь делятся на 12 типов аморального сознания и 17 типов морального сознания. Эти 29 типов сознания называются К., т. к. их эффект проявляется автоматически, независимо от внешних обстоятельств. 17 типов морального сознания складываются из 8 типов сознания, присущего чувственному миру, 5 типов сознания, характерного для мира форм, 4 типов сознания, характерного для мира без форм.

8 типов неземного сознания (локуттара) не рассматриваются в качестве К., ибо они направлены на искоренение ее. В этих типах сознания доминирует фактор мудрости (праджня), в то время как для мирского сознания характерно волевое желание (четаня). Однако все типы сознания обусловлены К.: первые 12 типов аморального сознания активно производят негативную К.; 17 последних типов улучшают позитивную сторону кармы, к-рая содействует достижению просветления. Согл. закону зависимого происхождения, причиной появления К. является невежество или незнание сущности вещей и явлений. Любые желания, порожденные «я», сконструированным из скандх, производят К., воздаяние к-рой проявляется как в этой жизни, так и в отдаленном будущем. Подтверждением такого проявления плодов К. служат рассказы о перерождениях Будды и его учеников. Напр., хотя Будда полностью уничтожил свою К., он умер в результате отравления пищей. Согл. будд. традиции, Будда знал всё, в т. ч. и то, что умрет, съев недоброкачественную пищу, однако он не противился своей судьбе, или К., последнее действие к-рой должно было проявиться в его отравлении. Его ученик — Маудгальяна, достигший просветления, был избит до полусмерти разбойниками, что также объясняется кармическим воздаянием за его прошлые, пусть весьма отдаленные во времени, мысли и дела, порожденные его ложным «я».” (В. И. Коpнев, Будд)

“Ничего бессознательного не существует, — и всякое нечто, имеющее отдельную функцию, должно иметь отдельное сознание. <...> Скажем, улитка — сложный центр переработки одних физических энергий в другие. Этот центр имеет свое сознание. Поэтому улитка неделима. И ее сознание бесконечно выше сознания камня. У улитки есть сознание формы, т. е. форма улитки как бы сознает себя. Форма камня не сознает себя.” (Усп)

Реклама