|
Илл. 27. Статуя лоханя. Китай, XI или XII век. (Ориг. высота — 127 см.) Ист. инф. — БМ. |
ЛОХАНЬ [также алохань, кит. транскрипция санскр. arhat = АРХАТ, архан; кор. нахан, арахан; яп. ракан, аракан], в кит. буддизме — высшая ступень духовного развития на пути превращения в будду. (Сравн. СВЯТОСТЬ.)
“ЛОХАНЬ <...>. В Китае, Корее, Японии понятие о Л. как высшей ступени на пути к превращению в будду сливается с даосским представлением о мудром отшельнике (сянжэнь), достигающего долголетия или бессмертия путем особого регламента и с помощью эликсира долголетия. <...> Группа в 16 Л. впервые перечислена в «Путешествии на Запад при Великой Тан» Сюань-цзана (VII в.), в нее входят 16 индийских мифологических и легендарных деятелей буддизма, такие, как старший сын Шакьямуни и один из первых его учеников Рахула; Пиндола (кит. Бинь-тоу), задача которых — хранить учение Будды после ухода Шакьямуни в нирвану до появления в мире Майтреи <...>. В поздних смешанных даосско-буддийских культах Л. индийского происхождения всё более заменяются, особенно в народных представлениях, персонажами, прообразами которых были реальные деятели китайского буддизма. <...> Существуют и другие, гораздо более многочисленные наборы Л., вплоть до 300 или 500 Л., скульптурные или живописные изображения которых нередко заполняют большую часть китайских буддийских и смешанных даосско-буддийских храмов. <...> Многочисленны и атрибуты Л.: посохи, жезлы, цветы (чаще всего лотоса), чаши для подаяния и вина, четки, мечи и т. д.”* (МНМ)
* К этому можно добавить, что в ушу существует один из классических комплексов/тао, называемый по кит. Ши ба лохань шоу = “Восемнадцать рук святых” (или, как говорят иногда, — “Восемнадцать рук лоханей”).
|