У-ВЭЙ (кит. у-вэй/wu-wei = букв. “не делать; не-делание”) = НЕ-ДЕЯНИЕ. НЕ-ДЕЯНИЕ (лексическая калька кит. wu-wei / у-вэй; Деяние — происх. см. ДЕЯНИЕ), неповреждающий/непротиворечивый естественный способ обитания в Мире; Н., вопреки букв. переводу-толкованию, вовсе не тождественно абсолютной пассивности или, упаси, без-делию*: по сути своей оно, скорее, НЕ-ВЛИЯНИЕ (т. е. не-до-полнение, не-пере-полнение или не-воздействие), когда индивидуум относится к Миру (а равно — и к себе, к своему “Я”, на этой стадии от Мира неотличимому) как к самодостаточной/самоисчерпывающей целостности, не нуждающейся в каких-либо поправках, корректировках или просто вмешательствах, сам при этом всегда оставаясь сообразным Бытию (Со-Бытийным); в этом смысле основа Н. — доверие к Миру/Бытию и естественная убежденность в их безусловной правоте; // разумеется, Н. как образ жизни соответствует достаточно высокому уровню сознания, а именно — #3 по классификации, представленной “Шкалой сознания № 2” (см. в ст. СОЗНАНИЕ); Н. — основной принцип и ключевое понятие даосизма, а также чань/дзэн-буддизма. (Ср. ДЕЯНИЕ; см. также МУДРОСТЬ, ПОЗНАНИЕ.) * Хотя по форме зачастую — особенно для профанического сознания — от них неотличимо.
“Вот отчего постигший дела вершит не-влиянием, наставляет — безмолвием, занят сущим всем ради сущего, не отказывая; порождает, но не владеет, свершает, не притязая, достигает в делах совершенства, но постов не занимает.” (ДДЦ, II) “<...> предписание «недеяния», или «отсутствия деятельности» (у В<эй>*.), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естеств. порядок вещей и ход событий ни с этич. (конфуцианство, моизм), ни с прагматич. (моизм, легизм) позиций. У В. предполагает, однако, специфич. (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (В. у В.): «Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]» (В. эр бу ши) («Дао дэ цзин», 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип «недеяния», но распространяло его лишь на личность императора, к-рый должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмич. импульсов в социальную сферу («Лунь юй», XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности «благородного мужа» (цзюнь цзы) исключались «малые пути (дао)» (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях — траура или отсутствия дао в гос-ве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1–2 вв.): «Путь Неба — это осуществление (ши [8]), путь Земли — это превращение (хуа), путь человека — это В<эй>.» («Цянь фу лунь», 32).” (КФ) * На всякий случай, в цитируемом тексте: “у В.” = кит. у вэй = “недеяние”; а “В.” = кит. вэй = “деяние, действие”. “Должно быть отречение не от действий, а от их плодов. Удостоверьтесь в том, что эго полностью растворилось в океане сознания. Удостоверьтесь в том, что оно не притаилось где-нибудь в темном уголке вашего сердца. Пути и формы проявления эго многочисленны и разнообразны. Действие, совершенное с любовью, приоткрывает перед человеком дверь, ведущую к вечности и нескончаемой радости.” (СвамиР) |