Я {общеслав., восх. к др.-русск. язъ, я; ст.-слав. азъ; сравн.: санскр. aham, др.-прусск. as, лат. ego, арм. es — с тем же знач.; фонетически русск. местоим. Я образовано двумя звуками: [йа], и в этом смысле любопытно также сравнение с палиндромно-зеркальным ему англ. I ([ai] ~ [ай]) того же значения*}, “первая буква самоосознания, но последняя — в алфавите”; вербальное самоопределение человеческого сознания (подробнее см. в цитатной части настоящей статьи). (См. также ЭГОИЗМ.)


*   Отсюда с легкостью можно перейти к сооблазнительно далеко ведущему умозаключению об антиподной зеркальности русско-российского и англо-американского менталитетов, однако...

“Что же это за вопрос «Кто я?». Этот вопрос, обращенный человеком к самому себе, является ключом и сутью духовного пути Исследования (Поиска) Самости, который можно попытаться выразить, анализируя работы Шри Раманы Махарши, его наставления ученикам и почитателям:

1. Прежде чем познавать внешний мир, следует познать себя, а потом решать остальные задачи, если они останутся.

2. Истинной Природой человека является Абсолют, Чистое Бытие, Самость, Я, без всяких атрибутов и умственных концепций (построений), то есть «Я ЕСМЬ».

3. Виновником отклонения человека от его Истинной Природы является эго, возникающее между чистым Сознанием и телом человека, не обладающим сознанием.

4. Эго — это мысль «я — тело», мысль «я», первичная, коренная мысль ума, из которой, как из корня, вырастает все древо ума и которая бежит, когда ее начинают искать прямым исследованием: «Кто я?».

5. Источником эго является чистое Сознание, чистое Бытие, Сердце, не связанное с физическим телом; в этот Источник эго уходит, преследуемое вопрошанием «Кто я?», и тогда на опыте переживается, что реальна только Самость — Истинное Я (то есть Я, а не «я»), а все остальное (понятия «мир», «Бог», «человек», весь мир объектов) реально только до тех пор, пока сохраняется чувство эго.

6. Истинный Путь Знания заключается в непрерывном поиске Источника «я» (эго) умом, повернутым вовнутрь, с помощью исследования «Кто я?», и если ум при этом достигает Сердца, то «я» тонет (в Источнике), а Единое (Истинное Я, Самость, Атман) самопроизвольно появляется как Я — Я (пульсация Истинного Я, Сердца, которая отражает природу Самости как чистого Сознания и физически воспринимается продвинутым искателем Истины).”

<...> Ниже представлены соответствия терминов на санскрите, английском и русском языках по основным понятиям <...>.

I. Истинная Природа человека (то есть «Я Сам»)
и его ложная, неистинная природа (то есть «я сам», «он сам», «я»):
а) Атман Self Самость*
б) Ахам** I
«I»
Я или я
«Я» или «я»
в) ахам-вритти 1. «I»-thought***

2. «I»-ness
3. «I-am»-ness
1. «Я»-мысль, но также и «я»-мысль
2. чувство «я»
3. чувство «я есмь»
г) ахамкара 1. ego
2. self
1. эго
2. самость

*   Существительное «Самость» точно передает содержание ключевого термина Атман, поэтому оно используется как его русский эквивалент, хотя и не вполне совершенный. Необходимо всегда четко отличать «Самость» от «самости» — синонима эго (см. ниже термин ахамкара). В будущем, возможно, в русском языке появится более подходящее существительное для передачи термина Атман.
**   Термин Ахам может означать Я или «Я» (Абсолютное), я или «я» (личное, относительное) в зависимости от контекста.
***   Здесь и далее все термины, последовательно пронумерованные, рассматриваются как синонимы.

II. Процесс познания, постижения
своей собственной Истинной Природы:
Атма-видья Self-Knowledge 1. Самопознание
2. Само-осознание
III. Прямой путь Само-осознания,
открытый Шри Раманой Махарши:
1. вичара
2. Атма-вичара
3. вичара-марга
1. enquiry
2. Self-enquiry
3. Path of Self-enquiry
1. Исследование
2. Само-исследование
3. Путь Исследования
IV. Финальное, окончательное состояние
процесса Само-исследования:
Атма-Сакшаткара 1. Realization
2. Self-realization
3. Self-Knowledge
1. Осуществление
2. Само-осуществление
3. Само-осознание
V. Процесс движения к Само-осуществлению
на Пути преданности Богу или Гуру:
  self-surrender само-отдача.”
(О. Могилевер в книге Махарш)
Реклама