СВЯТОСТЬ (общеслав., индоевр.; ст.-слав. светъ; сравн. санскр. sveta = “белый, светлый, блестящий” и авест. spenta = “святой”), непреходящее психо-физиологическое состояние человека, способного самим своим присутствием гармонизировать (т. е., образно говоря, — “разглаживать”) окружающее его бытие и пространство явлений; вероятно, С. — состояние, сооответствующее высшей точке земного духовного развития; // в христ. С. соответствует одному из высших духовных статусов в структуре Церкви; достигший по общему признанию С. удостаивается эпитета Преподобный, т. е. “уподобившийся Богу”; // подобный статус существует и в других религиях; так, например, эпитету Преподобный в Индии соответствуют: приставки — мужская Шри и женская Сати; в индийском буддизме С. соответствуют духовные звания архат, а также бодхисаттва; в джайнизмеджина, в китайском чаньском буддо-даосизме — лохань; // при всем сказанном необходимо заметить, что всегда существовала и существует опасность “умерщвления” С. путем превращения святого — существа ли, объекта — в догму, т. е. в нечто незыблемое и не подлежащее даже обсуждению. (Сравн. МУДРОСТЬ, МАХАСИДДХИ, ЮРОДИВОСТЬ.)

“<Святость есть> чистота сердечная, стяжание благодати, этой силы Божией, несотворенной энергии, божественной и обожающей, которая, подобно множеству цветных лучей солнечного спектра, проявляется в различных дарах Святого Духа. <...>

Великий святитель Василий говорит: «Я человек, но имею задание стать богом». И это совершается в святости. Полнота благодати Божией, преображая святого подвижника, преодолевает законы тварного бытия, раздвигая пределы времени и пространства, и даже сам закон всемирного тяготения теряет свою силу в виде высшего символа неподзаконности святого стихиям этого мира.

Само проклятие Божие, тяготеющее над возгордившимся человечеством со времен Вавилонского столпотворения, — смешение языков, теряет свою силу, когда в порядке Духа Святого преподает дар языков. <...> Святость неотделима от Церкви, так как Церковь, будучи мистическим Телом Христовым, есть ПУТЬ, ИСТИНА и ЖИЗНЬ. Церковь это путь, по которому шли все святые, и истина, в которой они живут. <...>

Многоразличны виды святости: полнота Церкви Христовой включает в себя всю жизнь, своды Церкви покрывают весь космос. Бесчисленны сонмы мучеников, за ними следуют сонмы преподобных. К группе апостолов непосредственно примыкают великие учители и отцы Церкви — их дело продолжают творить святители.

Труднейший подвиг самоотречения свершили «Блаженные» — Христа ради юродивые, отрекшись от своего разума и «мудрости мира», приняв крест безумия ради «безумия креста» (I Кор. 1.25) и получив взамен высшую духовную мудрость. Всякое служение на любом жизненном поприще, творимое в подвиге самоотречения ради Бога, в молитве и трезвении, приводит к бесстрастию, так как все добродетели связаны между собою, и стяжание одной влечет за собой и все другие.” (Конц)

“Существует несколько основных критериев для канонизации <святого>: безукоризненное православие, благочестивая жизнь, чудотворения при жизни и после кончины, народное почитание после смерти. Мученическая смерть за имя Христово также является основанием для канонизации.” (МитЮв-ТатФ)

“Комиссия по канонизации <...> не оценивает меру грехов <канонизируемого> человека, а определяет, насколько тот после смерти оказался... близок к Богу. <...> Существует два основных критерия, которыми руководствуется Комиссия по канонизации, подготавливая материалы для окончательного решения. Первый — почитание в народе предполагаемого святого как праведника. При этом обычная популярность или повышенный интерес к той или иной персоне в счет не идут. Церковь интересуют только конкретные доказательства. Комиссия, например, учитывает, сколь часто верующие подают в церквах записки с просьбами о поминовении человека, о котором проводится расследование. <...> Вторым основным признаком, необходимым для принятия положительного решения о канонизации, считается проявление Божьей благодати через лицо, которое собираются причислить к лику святых. То есть Церковь выясняет, как часто верующие в своих молитвах просят отошедшего в мир иной человека о заступничестве перед Богом. Если такие просьбы обычны для прихожан и к тому часто исполняются, значит, кандидат действительно приближен к Богу и может претендовать <...>. Окончательно решение о канонизации <...> может принять только Архиерейский собор” (ТФ). (См. также СТАРЧЕСТВО.)

“Если для этого будут серьезные основания, может произойти деканонизация. <...> Вот Зарубежная Православная Церковь поспешила и канонизировала не только императорскую семью, но и верных им слуг. Среди последних был человек по имени Алоизий Трупп. Мы же <представители Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации>, когда изучали государственные архивы, обнаружили, что он придерживался римско-католического вероисповедания. А это беспрецедентный случай.” (МитЮв-ТатФ)

“Святой — это тот, кому удалось ограничить нравственные мучения пределами собственной персоны.” (Элиас Канетти, цит. по АвдВ)

“Еще один пример для подражания: св. Денис, когда ему отрубили голову, взял ее в руки и прошел с нею 8 верст.” (Ероф)

“У древних греков слово agios было самым редким из 5-ти синонимов, обозначающих понятие «святости», насколько это последнее было им доступно.” (Конц)

“Встретишь Будду — убей Будду. Встретишь Патриарха — убей Патриарха.” (Чаньский патриарх Линь-цзи)

“Не воспринимай Пустоту

как отсутствие чего бы то ни было

и не опустошай сознание...

(Ибо сказано в Пред-писании:

«Пусто место святым не бывает».)”           (ЗапУ, I)

Реклама