ЯМА* [санскр. yama (с ударением на втором слоге) = “двойной; родственный; близнец”], бог смерти и правосудия, Владыка подземного мира; один из восьми Хранителей мира.


*   В русском языке установилась традиция произношения имени бога Ямы с ударением на первом слоге.

“ЯМА — близнец, укротитель; так назван был первый человек, сын Ману-Вивасванта (Солнца). Близнецом его звали потому, что вместе с ним родилась сестра Ями. Девочка очень любила брата и тайно совершала особые обряды; она передавала ему свою жизненную силу, чтобы Яма не умер. Когда настала пора, Яма покинул свое тело и стал судьей и царем мертвых. По-видимому, довольно рано образ Ямы стал сливаться с Дхармой. Дхарма есть сам Закон, Долг, Правда, а Яма — осуществитель этих абстрактных <? — Сост.> идей. <...> Образ Ямы сливался и с образом Кали, смерти.” (Мбх3а, Толков. словарь)

“Яма <...>, в древнеиндийской мифологии владыка царства мертвых, сын Вивасвата, солярного божества, и Саранью, дочери Тваштара. <...> «Ригведа» содержит гимн-диалог Я. и его сестры-близнеца Ями, в котором Ями предлагает Я. инцест (кровосмешение), чтобы иметь потомство, но он отказывается, ссылаясь на их кровное родство (РВ X 10). Гимн представляет собой вариант архаического близнечного мифа о прародителях человечества (одноименные герои иранской «Авесты» Йима и Йимак женятся и становятся первопредками людей <...>), тогда как в индийской трактовке, отражающей сравнительную зрелость этических и религиозных воззрений, инцест отвергается и осуждается. Место Я. в ведийском пантеоне не вполне определенное: хотя его имя фигурирует в перечислениях богов, сам он богом нигде не назван, а только «царем мертвых». Вероятно, вначале Я. мыслился смертным. Согласно «Ригведе», он был «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других (Х 14, 1-2; сравн. Ав XVIII 3, 13), а потому называется «собирателем людей», который готовит «место успокоения» для усопших <...>. Его смерть оплакивает Ями <...>, и так как еще не существовало ночи, а она все время повторяла: «Только сегодня он умер», боги создают ночь, чтобы даровать ей забвение (Майтр.-самх. I 5, 12). Яма добивается бессмертия в борьбе с богами, которые признают, что «он стал таким как мы»; при этом А., пребывавший в загробном мире, уступает этот мир Я., чтобы самому быть жрецом богов. Я., ставшего владыкой обители мертвых, сопровождают в качестве его стражей и вестников два четырехглазых пса с широкими ноздрями. <...> Будучи не только богом, но и судьей царства мертвых, Я. обычно отождествляется с Дхармой, богом справедливости,

Реклама