СОВПАДЕНИЕ (общеслав. — от пасть, котор. — из праслав. *padti; родств. санскр. pad = “идти, доходить, достигать; падать, выпадать” и авест. paidyeiti = “идет, приходит”), “сидели две совы и упали” (?); одновременное происхождение/возникновение двух или более предположительно невзаимосвязанных друг с другом явлений. (См. также НЕКАУЗАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.) “<...> совпадения не всегда бывают столь безобидными, чтобы не придавать им значения. Принцип синхронности как альтернативу линейной причинности впервые описал Карл-Густав Юнг совместно со своим другом, выдающимся физиком В. Паули. Термином «синхронность» Юнг назвал значительные совпадения событий, разделенных во времени и (или) в пространстве. Она может проявляться в самых различных формах: одни совпадения связывают людей и события в разных, удаленных друг от друга местах, другие — во времени, третьи — и во времени и в пространстве. <...> <...> бесчисленное множество невероятных случаев не в одну светлую голову вселяло мысль, что события в мире имеют не только внепространственные, но и вневременные связи, выходящие за пределы линейного времени и причинности повседневного мира. Закон или принцип построения этих связей искали и итальянский философ эпохи Возрождения Пико де Мирандола, утверждавший, что миром правит «принцип целостности», а совпадения — это парные события, нашедшие друг друга; и немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр, считавший, что причинно несвязанные события следуют как бы параллельными путями, а при столкновении «герой одной драмы независимо от этого фигурирует и в другой»; и Карл-Густав Юнг, в соавторстве с Вольфгангом Паули, выдвинувший гипотезу о том, что совпадения — «видимые проявления неизвестных принципов природы», общих для всей Вселенной и пока еще человечеством непознанных <...>. Загадка существует, и она не разгадана. Мне приходит в голову крамольная мысль: возможно ли, что вневременные связи — лишь иллюзия, и причинно-следственная связь действует и для наблюдаемых нами необъяснимых сопадений, поскольку они всего лишь последствия? Так камень, брошенный в воду, рождает на поверхности волны — «круги». Фронт первой волны достигает купальщиков, равноудаленных от центра, одновременно, и они одновременно испытывают удар дошедшей до них волны. Второй, третий и так далее «круги» достигнут купальщиков через определенное время, и событие повторится: каждый опять ощутит удар волны, но уже с меньшей силой. Таким образом произойдут совпадения во времени ударов волны для всех купальщиков и совпадение в пространстве между первым, вторым и так далее ударами волны для каждого. Для купальщиков, не имеющих представления о месте и времени падения брошенного камня, этот удар волны и будет «необъяснимым случайно совпавшим событием». Это хотя и примитивная, но достаточно наглядная модель возможного механизма совпадений, в котором мы являемся в роли «слепых купальщиков», а Кто-то бросает «камешки». Удастся ли взглянуть ему в лицо и понять, зачем он это делает, покажет будущее. А пока мы продолжаем удивляться.*” (РанМ) * Тут можно, вероятно, заметить, что зачастую для установления причинного источника всего, происходящего лично с тобой, следует почаще заглядывать просто в зеркало... (Боги или Силы, к тому же, вряд ли любят, когда им заглядывают в лицо. :) |