Абстрактное мышлениеАбстрактник


АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (А. — от лат. abstractio = “отвлечение” / М. — см. МЫШЛЕНИЕ), умение оперировать отвлеченными категориями понятиями, знаками и символами, принадлежащими эфирному/ментальному плану и связанными с физическим миром лишь образно/информативно.

АБСТРАКТНИК (Шк.) — приверженец абстрактного мышления: “книжники, прохвесора-доценты”; один из шести УРОВНЕЙ ОТРАЖЕНИЯ; ключевое качество абстрактника — способность и склонность к обобщению, к отходу от конкретного физического и переводу его в ментал, в этом смысле, вероятно, можно утверждать что подлинными авторитетами (или Учителями) для абстрактника должны быть не осязаемые, пусть даже и неимоверно одаренные, современники, но — некие древние авторы, присутствующие здесь и сейчас исключительно на ментальном плане: в форме книг, трактатов, манускриптов: текстов; негативные аспекты А.м. — пресловутая “оторванность от жизни”, поглощенность беспредметным, кроме того — абстрактники часто производят впечатление зацикленных на себе (хотя, строго говоря, это зацикленность не на себе, а на своем: своем — абстрактном — мире, поскольку они зачастую и себя-то не видят), их зачастую принимают за эгоистов [что тоже неточно: просто реальное окружение и его (окружения) интересы лишены для абстрактника смысловой наполненности и, следовательно, интереса, как недостаточно умные/умственные: он может жить для, но никогда — ради этого]; идеальный пример абстрактника — любой шахматист-гроссмейстер (тот же великий Роберт Фишер), по сравнению с которым даже самый неистовый фанат биллиарда — грубый “материалист” и “конкретник”. (Сравн. АЛЬТРУИЗМ.)

“<...> если два человека говорят о методах дедукции и индукции, при этом не теряя связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции и дедукции, то это — правильно работающее абстрактное мышление <...>. Артист может неплохо играть роли за счет способности перевоплощаться, подражать, не имея заполненного уровня абстрактного мышления. А вот поэт, чтобы его стихи вызывали в читателе глубокие чувства, должен создавать образы, достаточно отвлеченные от объектов, о которых он на самом деле ведет речь, и тонко намекающие на отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь заполненными оба уровня: эстетизма и абстрактного мышления.

Портрет абстрактника с ярко выраженными качествами можно нарисовать так: энергия собрана в голове, почти все время в ней <в голове, конечно же,> текут мысли, рассуждения, цепочки фактов, выводов и т. д. Абстрактники любят разговаривать языком символов, сложных понятий, им сам этот процесс доставляет удовольствие — они этим живут. Чаще всего абстрактники — мужчины, среди женщин их немного. Их легко можно встретить на механико-математических и физико-технических факультетах — это их стихия. Абстрактники часто небрежны в одежде — они могут не замечать, что на них надето и на какие пуговицы застегнуто. Энергия снята с физического плана и витает в мысленных построениях. В разговоре они часто строят длинные «колбасы» из рассуждений, иногда забывая, с чего начали. <...> Абстрактники живут в своем личном мире, центрированы на себе, поэтому им сложнее всех нарабатывать альтруизм.” (Читт1)

.

Реклама