МАГИЯ (от греч. mageia = “наука магов; колдовство, волшебство”), 1) знание и умение применять и использовать скрытые силы Мира для воздействия на воплощенных сущностей и явления Природы; // М. — неотъемлемая, исходная и важнейшая часть любой религии; 2) = чары или “наведенное воздействие”: результат применения М.-1. (См. также ВОЛХВ.)

“Нет магии белой и черной. Есть одна магия. Если человек использует ее во благо, то ее называют белой, если же во зло — то черной. Но ведь в Природе добра и зла не существует, эти понятия условны. Например, приходит к вам женщина и говорит: «Что мне делать, мужа сманила соседка, прошу вернуть его». Вы с помощью магии возвращаете. Ну и как, доброе дело вы сделали или злое? Для этой женщины вроде бы и доброе. А для той соседки? А для мужа этой дамы? Вы у него спросили, хочет ли он назад? От хорошей жизни никто ведь не уходит. Все равно насильно мил не будешь. Рано или поздно такая семья развалится. Поэтому, прежде чем вытворять такого рода вещи, нужно хорошенечко подумать. А магия — одна и та же, методы одни и те же.” (ГАрС)

“Магия — это и есть точное знание подлинного имени предмета. <...>

В детстве <волшебник> Огион, как и все мальчишки, считал, что нет ничего интересней игры в превращенья, когда с помощью волшебства можно принять любое обличье — человека или зверя, дерева или облака — и притворяться кем угодно. Но, став настоящим волшебником, он познал цену такой игры, ибо в ней таится опасность утратить собственное «я», заиграться и забыть, кто ты в действительности, променяв игру на реальность. И чем дольше человек остается в чужом обличье, тем сильней эта опасность. Любому ученику Школы <волшебников> известна история волшебника Борджера с острова Уэя, который очень любил превращаться в медведя и превращался в него всё чаще и чаще, пока медвежья сущность не подменила в нем человеческую и он не стал настоящим медведем, а став им, разорвал в лесу собственного маленького сына, и тогда на него была объявлена охота, окончившаяся гибелью Борджера. Никто даже не представляет, сколькие из дельфинов, что резвятся в водах Внутреннего моря, некогда были людьми, и людьми мудрыми, но в какой-то момент забывшими и о мудрости, и о собственном имени, променяв их на веселые игры в морских волнах. <...>

Он засыпал разве что урывками и сразу же просыпался, словно от толчка: ведь лодка, на которой он плыл, по-настоящему лодкой вовсе и не была и больше чем наполовину состояла из заклятий и колдовства, соединявших доски и куски плавника, которые — если б только он позволил заклятью Воплощения чуть-чуть ослабнуть — тут же распались бы и поплыли в разные стороны. Да и парус, сотканный из магических нитей и воздуха, недолго бы продержался на таком ветру, если бы Гед заснул. Он просто исчез бы, словно вздох. Гед применил могущественные заклинания, но если цель не слишком значительна, то и сила этих заклятий недолговечна, а потому время от времени их следует укреплять, так что спать было никак нельзя. <...>

Каждая страна сильна собственной силой; и чем дальше ты от <родных> Внутренних Островов, тем меньше известно тебе о природе этих сил и их действии. <...>

— <...> Ну хорошо, вот вам мясо на дорогу. Ты считаешь, этого достаточно? Слушай, я не понимаю: вы с братом оба могучие волшебники, вам стоит только рукой махнуть, что-то там пробормотать — и всё готово. Так зачем же вам голодать? Вот на море, например, наступает время ужина, и вы просто говорите: пирог с мясом! И пожалуйста вам — пирог с мясом тут как тут!

— Что ж, можно, конечно, и так. Только что-то не хочется. Словами, как говорится, не наешься. Пирог с мясом — это ведь всего лишь слова... Мы можем снабдить их ароматом и вкусом, даже ощутить тяжесть в желудке, но все-таки слова останутся словами. Только обманывают желудок, но сил голодному человеку не дают.

<...>

— Но я все-таки не понимаю, Ястребок. Я же видела, как мой брат и даже его ученик одним лишь словом своим зажигают свет в темноте; и свет этот негасим и ярок. Ведь это не слово, а именно свет разгоняет тьму!

— О да, — ответил <волшебник> Гед. — Свет — это энергия, благодаря которой существуем мы все, но она не зависит от наших потребностей, она вечна. Солнечный свет и свет далеких звезд измеряют время, а время само по себе — это свет. В солнечном свете, воплощенная в дни и годы, проходит жизнь. И в темноте жизнь может воззвать к свету, произнеся его имя... Впрочем, это нечто совсем иное, чем обычные заклинания волшебника, когда он подлинным именем называет тот или иной предмет. Свет сильнее любой магии. Хотя, чтобы призвать кого-то или что-то из иного мира, необходимо великое мастерство и большая магическая сила, которой без особой причины не пользуются... Во всяком случае — не тогда, когда просто хочется есть. <...>

— Значит, вы не станете призывать настоящий пирог с мясом из боязни нарушить то, о чем вечно твердит мой брат... Я забыла, как это называется...

Равновесие, — торжественно произнес Гед. <...>

— Да, но когда ты потерпел крушение на скалах, то уплыл с того островка на лодке, сделанной почти что из одних только волшебных слов. И воды она не пропускала! Разве это была иллюзия?

— Хм. Отчасти да, потому что чувствуешь себя очень неуютно, когда видишь воду прямо под собой сквозь дыры в лодке. Я поэтому и старался придать разрозненным кускам вид цельной вещи. Но прочность лодки иллюзией не была, как не была и сама лодка вызвана из другого мира. Это совсем другой вид волшебного искусства — Связующее заклятие. Им я связал все деревяшки воедино, превратив в маленькое суденышко. А что такое лодка, как не предмет, который не пропускает воду?” (ГуУ)

Феномен воздействия человеческого сознания на природные процессы и события изучался не только магами, но и учеными. Появился даже термин — «социальная энергетика». А в свое время в ряде сугубо научных изданий печатались экспериментальные отчеты известного американского исследователя, заведующего отделом теоретической физики в международном университете Махариши (штат Айова), профессора Джона Хегеллина. Цель опытов была следующей: группа специально обученных людей с помощью коллективной медитации должна была влиять... на ход боевых действий в Ливане. Результаты оказались поразительными — количество убитых и раненых в дни эксперимента снижалось на 30 процентов! <...>

Не менее любопытно выглядят работы с генераторами случайных чисел. Эти приборы, как известно, выдают произвольную последовательность цифр, состоящую, скажем, из 1, 2, 3, 4. Задача экстрасенса — мысленным усилием увеличить частоту появления какого-нибудь определенного числа, например, четверки. Трудно поверить, что человек способен на такое. Однако эксперименты показали — четверка стала появляться чаще! Первым эти опыты провел американский исследователь А. Шмидт. Потом их многократно проводили в разных странах, и тоже успешно. <...>

Но возможности «магического влияния на будущее» не безграничны. Желание одного человека может быть полностью нейтрализовано совершенно противоположным стремлением другого человека или даже группы людей <...>. А искусство магии в том и заключается, чтобы среди всех прочих найти путь, который всё же приведет к желаемому результату.” (Цар)

“— А теперь <...> слушай меня внимательно. Неужели ты ни разу не задумывался о том, что всякая сила окружена опасностью точно так же, как источник света — тьмой? Колдовство — вовсе не игра, оно не предназначено для забав или удовлетворения простого тщеславия. Подумай об этом, ибо каждое слово, каждое действие, связанное с нашим искусством, с волшебством, говорится и совершается либо во имя Добра, либо во имя Зла. Прежде чем что-то сказать или совершить, ты непременно должен узнать цену, которую за это заплатишь!” (ГуУ)

“Увы, на практике магия действует не так уж гладко: в каждом очередном «чуде» присутствует элемент насмешки, столь недоброй, что даже счастливчик, познавший на себе благосклонность таинственных сил, невольно расстраивается, теряется, ощущает нервозность и страх.” (ФодН)

Реклама